ОКСАНА КОМИССИНА
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами экспериметирования
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Представление
2 слайд
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта.
3 слайд
Публикация «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами экспериметирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Цель работы: развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково – исследовательской деятельности.
Задачи (можно не читать, т. к. они представлены на слайде)
1. Формирование представлений детей о неживой природе через элементарное экспериментирование.
2. Формирование умения видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собойцельэксперимента,отбиратьсредстваиматериалыдлясамостоятельнойдеятельности.
3. Развитие у детей познавательных способностей :
- мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- способов познания путем сенсорного анализа.
4. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
-развитие коммуникативности;
-совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
- развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
4 слайд
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии в соответствии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие целевые оринтиры они представлены на слайде.
5 слайд
Работа проходила в несколько этапов.
Информационно-аналитический этап предполагал решение следующих задач.
С целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе провела диагностику, используя следующие методики они представлены на слайде:
Уровни сформированности экспериментальной деятельностью, отношение детей к экспериментальной деятельности (Прохоровой Л. Н.)
Уровни сформированности экспериментальной деятельностью (по Ивановой А. И.)
Уровень развития любознательности, познавательной активности анкета "Изучение познавательных интересов" (В. С. Юркевича)
Уровень экологических знаний предметов и объектов неживой природы - диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой
6 слайд
Данные входящей диагностики позволили сделать вывод о том, что при исследовании предпочитаемого вида деятельности всего 15% детей отдали предпочтение экспериментированию. Диагностика степени овладения экспериментальной деятельностью показала, что дети имеют низкий уровень. Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям.
7 слайд
Познавательная активность у 45% детей развита слабо. По результатам выявленного уровня экологических знаний о неживой природе установлено, что отсутствуют знания о свойствах воздуха, глины, стекла и др., частично знают об их назначении.
8 слайд
Исследования Б. Г. Ананьева, Л. Н. Божович, Л. С. Выготского, Л. А. Венгера, А. Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.
9 слайд
Во – первых, даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Во вторых, в процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.
В третьих, экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
В четвертых, детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка.
10 слайд
В основу моей работы вошли методики З. Ф. Аксёновой, М. М. Марковской, Н. А. Рыжовой, Л. Б. Поддубной, С. Н. Николаевой, Ж. Л. Васякиной-Новиковой.
11 слайд
В целях систематизации развивающей работы с детьми по направлению разработала перспективный план по экспериментальной деятельности для старшей и подготовительной группы. Темы опытов распределены по одной на каждую неделю, с октября по май.
12 слайд
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование.
13 слайд
Совместная экспериментальная деятельность организуется воспитателем один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут, а в подготовительной - по 25 – 30 минут.
14 слайд
На формирующем этапе работу строила поэтапно.
1 этап - Содержательной стороной данного этапа, реализация цели обеспечивалась за счет создания положительной атмосферы в группе, роста интереса дошкольников к экспериментированию. Например, я показывала опыт с водой, наливала в стакан воды и сверху прикрывала его плотной бумагой. Затем быстро переворачивала стакан вверх дном и вода не выливалась, примеров таких экспериментов можно привести очень много, главное то, что это вызвало у детей столько восторга, они просили повторить много раз и самим хотелось попробовать.
15 слайд
На втором этапе использовала ступенчатость в развитии исследовательской активности детей :
На первой ступени использовались проблемные и проблемно-игровые ситуации, стимулирующие интерес детей к исследованию. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка — сыпучесть.
На второй ступени использовались проблемные ситуации, активизирующие стремление детей к самостоятельному воспроизведению способов экспериментирования с объектами в новых условиях предметно-развивающей среды в роли «разведчиков», «путешественников», «испытателей». При этом обеспечивалось дальнейшее развитие умений принять проблему, требующую экспериментирования, найти новые способы решения, применить известные способы экспериментирования в новых условиях, получить результат адекватный поставленной цели.
16 слайд
На третьей ступени использовались проблемные ситуации, побуждающие детей к дальнейшему исследованию объектов в совместном экспериментировании. Стимулировалось стремление детей самостоятельно отражать ход и результаты эксперимента в виде простейших наглядных схем или условных изображений («Помоги Чебурашке выбрать нужное», «Составь письмо», «Убери лишнее», «Зарисуй», «Найди ошибки», «Проверь»).
17 слайд
Поисково – исследовательская деятельность — это интегрирующийся с другими видами деятельности. Фото
18 слайд
Взаимодействие с родителями
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации.
19 слайд
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме я сделала вывод: Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.
20 слайд
У детей значительно повысился уровень отношения к экспериментальной деятельности дети стали относиться к такого рода организации как к серьёзному делу, требующего от них мыслительной активности, участия, более активно принимают участие в планировании, реализации и аргументируют свои суждения, пользуясь доказательствами с помощью взрослого, самостоятельно могут сформулировать вывод, предположить что произойдет, если…
21 слайд
По сравнению с начальным этапом значительно изменились количественные показатели, которые свидельствуют о том, что познавательная активность детей возросла до 70%.
22 слайд
По результатам выявленного уровня экологических знаний о неживой природе установлено, что качественно повысился уровень знаний детей о свойствах воздуха, глины, стекла и др., дети знают об их назначении, вычленяют существенные особенности предметов, допускают меньше ошибок при группировке предметов.
23 слайд
В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети перешли к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач, что сказалось на повышении уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);