Приложение МААМ

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование

Наталья Янгулова
Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы

Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам.

Ральф У. Эмерсон.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью,

огромное значение в развитии ребенка имеет познавательная деятельность,

которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и

навыков, а, главным образом, как поиск, приобретение знаний

самостоятельно или под руководством взрослого. Такой деятельностью

является экспериментирование, которое помогает выработать у

Публикация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование» размещена в разделах

дошкольников самостоятельные исследовательские умения, учит собирать и

обрабатывать различную информацию, развивает у ребенка творческие

способности, логическое мышление. Ребенок – дошкольник сам по себе уже

является исследователем, проявляя интерес к различной деятельности, в

частности – к экспериментированию. Понимая, какое значение имеет детское

экспериментирование в познавательном развитии, необходимо создавать

условия для исследовательской активности ребенка.

За использование метода экспериментирования в работе с детьми

дошкольного возраста выступали многие педагогики. Все исследователи в

той или иной форме выделяют основную особенность познавательной

деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с

ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют

познавательную функцию, в которых раскрывается содержание данного

объекта. Л. С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего

возраста можно отнести к экспериментированию. Теоретической базой

данной проблемы являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в

качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет

деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность,

которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста :

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в

период дошкольного развития ребенка» (Н. Н. Поддъяков, 1995). По мнению

академика Н. Н. Поддьякова, «. в деятельности экспериментирования

ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно

воздействующий различными способами на окружающие его предметы и

явления с целью более полного их познания и освоения».

Экспериментирование даёт ребёнку почувствовать себя исследователем,

первооткрывателем, и ответить на многие вопросы. Процесс познания –

творческий процесс, необходимо поддержать и развить в ребенке интерес к

исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Развитие познавательного интереса - один из важных вопросов воспитания и

развития ребёнка раннего возраста. От того, на сколько будут развиты у

ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит его

обучение в школе.

Дети в раннем возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а

главными объектами познания являются предметы, с которыми ребёнок

взаимодействует.

Чтобы стимулировать развитие познавательных способностей в этом

возрасте, необходимо дать ребёнку полную свободу действий в познании

окружающего мира, достаточно места и времени. Естественно, все эти

условия нужно соблюдать, не забывая о безопасности ребёнка.

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи

окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности

исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из

главных проявлений детской психики. Поэтому организация детского

экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых

предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных

ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной

личности.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда

познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в

умственных впечатлениях, и наша задача – удовлетворить потребности

детей, что в свою очередь приведёт к их интеллектуальному и

эмоциональному развитию.

Цель эксперимента - способствовать развитию у детей познавательной

активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и

размышлению.

Задачи экспериментальной деятельности :

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с

элементарными знаниями из различных областей наук;

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при

проведении игр – экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей:

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка— развитие

коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного

самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Экспериментирование детей дошкольного возраста можно отнести к их

врожденной потребности, которая помогает активно и самостоятельно

осваивать и познавать мир.  Интерес к экспериментированию сохраняется и

развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

Познавательно-исследовательская деятельность  детей дошкольного

возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых

ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и

практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать

первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не

только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать,

постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких

физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в

воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету

и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты,

самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели

изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем

результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные

выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого

себя.

Приобщение детей экспериментированию обеспечивает развитие детского

творчества.

Ребенок, появившийся на свет - уже исследователь.   Желание получить

новые впечатления, постоянно что-то наблюдать, экспериментировать,

самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те

черты, которые характеризуют каждого маленького ребенка. Ребенок

неосознанно сам ставит себе задачу, которую самостоятельно хочет решить,

через исследовательскую деятельность.   С одной стороны это расширяет его

представления об окружающем его мире, с другой – он начинает понимать

причинно – следственные, временные и пространственные отношения,

которые позволяют ему понять целостную картину мира.

Это объясняется тем, что младшим дошкольникам присуще наглядно-

действенное и наглядно-образное мышление и экспериментирование, как

никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В

дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года –

практически единственным способом познания мира.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию

природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез,

классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и

любознательность, активизирует восприятие учебного материала по

ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний,

с этическими правилами в жизни общества.

Уже с раннего возраста необходимо привлекать малышей к совместной 

деятельности, в ходе  которой они смогли бы получать все новые и новые

сведения об окружающих предметах и явлениях.

Одно из важных направлений работы педагога — развитие познавательного

интереса ребенка, которое в раннем возрасте проходит преимущественно в

процессе детского экспериментирования.

В свободной исследовательской деятельности ребенок получает новую,

порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические

связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира,

совершает своего рода открытия. Самостоятельное экспериментирование

дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при

этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами

действия. С целью развития любознательности и стимуляции

исследовательского поведения детей нужно обеспечить соответствующие

условия. В группе оборудуется специальный «уголок» для детского

экспериментирования : игр с водой, сыпучими, пластическими материалами,

интересными для исследования и наблюдения предметами. Сминая

пластилин, разрывая бумагу, ощупывая предметы разной фактуры и

плотности, ребенок познает разнообразные свойства и качества объектов и

материалов: твердость, мягкость, тепло, холод, тяжесть и пр. Разбирая и

собирая игрушки и бытовые предметы, дети узнают, как они устроены.

Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коробочку со сложным

запором, ребенок решает самые настоящие мыслительные задачи.

Задача воспитателя — поддержать познавательную активность детей,

побудить к самостоятельному экспериментированию. Эффективным

способом стимуляции самостоятельной исследовательской активности

является предъявление ребенку специальных «загадочных» предметов,

обладающих рядом свойств.

Во-первых, они должны быть новыми и неопределенными. Высокая степень

неопределенности требует большого разнообразия познавательных действий

ребенка. В одних случаях исследовательская деятельность детей может быть

не связанной с решением практической задачи, иметь «бескорыстный»

характер (рассмотреть незнакомый предмет, потрогать, попробовать на вкус,

в других — может быть направлена на решение какой-либо конкретной

задачи (например, открыть коробочку, чтобы достать спрятанную игрушку).

Во-вторых, такие предметы должны быть достаточно сложными для ребенка.

Чем более сложной и загадочной будет игрушка, тем больше вероятность

того, что она вызовет различные исследовательские действия. Вместе с тем

необходим оптимальный уровень сложности предмета. Если предмет

слишком прост или сложен, интерес к нему может быстро угаснуть.

 Оптимален уровень сложности, требующий определенных усилий,

приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта. Такими

предметами являются специальные развивающие игрушки (музыкальные

шкатулки, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми

механизмами, детский бинокль, лупа). Воспитатель может и сам изготовить

«игрушку с секретом» : положить ее в прозрачную коробочку (для духов,

сувениров, дискет) или в футляр для очков.

Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстрируя яркие

необычные эффекты, организуя экспериментирование с зеркалом, магнитом,

электрическим фонариком (пускать солнечных зайчиков, прикладывать

магнит к игрушкам из различных материалов, освещать фонариком разные

предметы и т. п.).

Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с

водой, красками, песком, бумагой. Они не только чрезвычайно увлекательны

для малышей, но и полезны для установления физических закономерностей,

овладения представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и для

познания свойств и возможностей того или иного материала.

Дети с удовольствием будут переливать воду из одной посудинки в другую,

проверять, тонут или плавают игрушки, пускать кораблики. Взрослые могут

помочь детям разнообразить игры с водой: подкрасить ее пищевыми

красителями, сделать пену, пускать мыльные пузыри.

Детям будет интересно замесить тесто (из муки, соли и воды) и лепить из

него «пирожки», фигурки, раскатывать колбаски, делать крендельки и др.

Можно предложить им пересыпать фасоль или горох из чашки в миску,

насыпать ложкой в чашку крупу. В процессе этих занятий ребенок получает

представления о том, что такое «полный», «пустой», «много»,«мало» и др.

Для развития познавательной активности детей полезны игры с

изобразительными материалами. Они могут не иметь изобразительных целей,

а носить чисто исследовательский характер. Дети с интересом смешивают

краски, делают пальчиками, кистью, печатками мазки на бумаге, чиркают

карандашом, фломастером, мелком. При этом дети не только знакомятся со

свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый

видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у

них особую радость.

Богатые возможности для познавательного развития детей содержат

музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металлофоны,

гармошки, шарманки, дудочки, свистульки, трещотки, пианино и пр.).

Экспериментирование со звуковыми предметами способствует

формированию интереса детей к миру звуков, способности их

дифференцировать, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного

аппарата.

Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять —

удивляться, радоваться вместе с ним его открытиям, хвалить. Не следует

ругать ребенка, если он из интереса разобрал или нечаянно сломал игрушку,

налил воды на пол, насорил, испачкался.

Обязательно нужно отвечать на все его вопросы, стараясь формулировать

ответы в доступной форме, спрашивать о том, что он делает, что у него

получилось.

Если ребенок не проявляет исследовательского интереса или его действия с

предметом ограничиваются простыми манипуляциями, воспитатель

стимулирует его познавательную активность вопросами, подсказками,

предложениями. Например: «Попробуй открыть коробочку», «А вдруг в этом

ящичке что-то лежит?», «А что будет, если бросить в тазик камушек? Он

утонет или будет плавать? А губка?»

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе метода

экспериментирования, направленного на познание окружающего мира. Чем

разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше

новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он

развивается. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий

и способствует смелости и гибкости мышления.

Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность

опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и

скованность мышления готовыми схемами действия.

Восторг и море положительных эмоций – вот что дарит

экспериментирование для детей, ведь экспериментирование – это

действенный метод ознакомления детей с окружающим миром.

Литература:

1. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного

возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.

2. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду.

Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика – Синтез,

2005.

3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М. : Изд.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование
Опубликовано: 12 января 2021 в 19:03
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Янгулова (УИ 1100045) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД