Папки-передвижки

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности

Анна Шевела
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности.

Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, падает успеваемость детей в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям.

Публикация «Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектно-исследовательскую технологию, на основе которой была создана система работы “Удивительное рядом”, построенная на использовании групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов : исследовательско-игровых, творческо-исследовательских, информационно-исследовательских, практико-ориентированных, которые, прежде всего, направлены на решение исследовательской задачи, экспериментирование и поиск, помогают развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Вся работа строится на следующих принципах:

принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.

принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.

В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:

развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;

активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;

формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.

В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:

научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;

развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;

повысить уровень коммуникабельности.

Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:

I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему.

На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).

На III этапе: представляется результат выполнения проекта – в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству, поэтому система работы “Удивительное рядом”, позволяет применять метод проектов уже с младшего дошкольного возраста.

Так во второй младшей группе были разработаны исследовательско-игровые проекты, где в равной степени используется экспериментальная и ролево-игровая деятельности. Такие как: «Доктор Витаминкин», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека; во время реализации проекта «Моя любимая игрушка», каждый ребенок смог не только познакомить окружающих со своей самой любимой игрушкой, но и узнать какие они бывают; с помощью проекта «Котя-котенька» дети познакомились с разнообразным миром домашних животных и основами ухода за ними.

Особый интерес детей вызвал исследовательско-игровой проект "Волшебная капелька!", где на первом этапе был создан центр воды и песка, изготовлена «Капелька» – игровой персонаж, помогающий создать игровую мотивацию, осуществлялся подбор материала для практической игровой деятельности.

На втором этапе – детям давались знания о свойствах воды и ее состояниях в природе, проводились опыты, во время которых дети с помощью воспитателя учились делать выводы, воспитывалось бережное отношение к воде, особой популярностью у детей пользовались игры с водой «Веселые капельки», экспериментальная деятельность «Разноцветные капельки», во время которой проводился опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками, «Будем учиться заваривать чай», где дети знакомились со свойствами горячей воды и правилами безопасности при обращении с ней.

На третьем, заключительном этапе знания детей были обобщены при помощи интегративной деятельности по теме «Капелька в гостях у деток».

В средней группе реализовывались творческо-исследовательские проекты. Такие как:

«В гостях у сказки», где дети учились находить основное отличие сказок, понимать эмоциональное состояние героев через мимику, жесты, движения; у них формировались навыки совместного участия в театрализованных действиях, навыки содружества педагогов и детей; повышалась детская самооценка, воспитывалось доброжелательное отношение к персонажам;

«Праздник непослушания», с помощью которого дети знакомились с правилами этикета, исследовались основы безопасности жизнедеятельности, формировалось умение делать простейшие выводы в процессе специально смоделированной проблемной ситуации, коммуникативные навыки. Результатом проекта стало проведение детского праздника совместно с родителями.

Особенно запомнился детям исследовательский творческо-игровой проект «Михайло Потапыч и другие», в ходе которого дети познакомились со сказочным образом медведя в различных произведениях искусства. Были созданы условия для игровой и творческо-исследовательской деятельности детей. На первом этапе был выпущен информационный лист для родителей о начале работы проекта. Затем совместно с детьми и родителями был организован в группе мини-музей “Медвежий угол», где была собрана различная информация о видовом разнообразии медведей, осуществлен подбор художественной литературы, энциклопедических данных о медведях, аудио и видеоматериалов, создана картотека речевых, дидактических и подвижных игр.

На втором этапе приоритетной деятельностью была игровая. Дети с удовольствием играли в игры: “Как медведь рычит?” (для развития моторики речедвигательного аппарата, подвижную игру “Медведь и пчелы”, где дети учились действовать, согласно правилам игры, музыкально – ритмическую “Кто уснул под кустом?”, познавательную “Мишка, мишенька, медведь», с помощью которой формировались умения детей анализировать поступки сказочных героев (медведей, делать выводы, заключения. Также дети собирали пазлы “Сказочные медведи”, просматривали мультфильмы, видеофильмы, слушали и разучивали песни, стихи о медведях. С детьми проводилась игровая утренняя гимнастика «У медведя во бору»?

На заключительном этапе проекта была организованна игра-драматизация “Теремок” для показа малышам, выставка творческих работ, совместно с родителями и детьми была создана рукописная книга “Каким бывает медведь?”.

Используя принцип от простого к сложному, в старшей группе были разработаны исследовательско-информационные и практико-ориентированные проекты, цель которых – собрать и исследовать информацию о каком-либо объекте, явлении, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты, ознакомить с ними участников и реализовать в практической деятельности. Проекты этого типа требуют четкой структуры, обозначенных целей, продуманных методов сбора информации. Для того чтобы информация, собранная во время поиска, не забылась и не потерялась, нужно заранее учить детей ее фиксировать. Способствуют приобретению таких навыков следующие упражнения: “Напиши другу письмо”, “Прочти, что тебе написал друг”, “Угадай, что это”, “Запишем сказку”, “Говорящие рисунки” и другие.

Учитывая интересы детей и актуальность тематики,были разработаны следующие проекты :

информационно-практико-ориентированный проект «Здоровые спинки», где формировались обобщенные понятия о строении своего организма и сохранении его здоровья, основы правильной осанки, воспитание уверенности в себе. В результате проекта дети смогли на практике применять коррекционные игры и упражнения в течение дня – на прогулках, утренних гимнастиках, во время двигательной деятельности;

– исследовательско-информационный проект «Веселая семейка», задачей которого было собрать и исследовать информацию о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”, о семейных традициях, семейных реликвиях:

– индивидуальный информационно-исследовательский проект о художниках, инициатором которого выступил ребенок. Интерес к этой теме возник у него после экскурсиина художественную выставку в детской художественной школе им. Г. В. Перова. Там были выставлены картины не только нарисованные красками, но и выполненные разнообразными материалами: соломкой, из камня. из меха и ткани. Ребенок заинтересовался: «Кого же можно называть художником? Когда появились первые рисунки? Где учатся на художника?». С помощью педагога была выдвинута гипотеза, поставлена цель, определены задачи проекта.

Сначала совместно с педагогом им была собрана информация о художниках в энциклопедиях, в детской познавательной литературе о появлении первых рисунков в истории человечества, стилевом разнообразии художников. Проанализировав информацию, ребёнок пришел к выводу – для того, чтобы стать настоящим художником нужно не только уметь рисовать, но еще необходимо учиться.

Публикации по теме:

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Дидактическое пособие по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников «Мини-теплица»Дидактическое пособие по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников «Мини-теплица» Дидактическое пособие в виде макета мини -теплицы предназначено для осуществления познавательного развития детей старшего дошкольного.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 11 апреля 2021 в 14:23
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шевела в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД