Светлана Лушняк
Развитие познавательно-математических способностей дошкольников на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательно математических способностей дошкольников
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Речь является средством приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения, основным средством общения. Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка. Познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка. Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) связаны с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связной речи.
Публикация «Развитие познавательно-математических способностей дошкольников на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Речевое развитие осуществляется не только через мероприятия речевого цикла, но и через другие виды деятельности, например через интеграцию образовательных областей «Речевое развитие» и «Познание» (формирование элементарных математических представлений).
Интегративный подход позволяет сделать логопедические занятия более интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям. Невозможно освоить звуковой анализ слова, не овладев навыками количественного и порядкового счета, не усвоив соотношения части и целого. На логопедических занятиях дети учатся подсчитывать звуки и слоги в словах и слова в предложениях, определять их последовательность, сравнивать количество букв и звуков в слове. Неразвитые пространственные представления, проблемы со структурированием элементов в ряду, неточность зрительного восприятия, сложности самоконтроля в дальнейшем могут заметно тормозить процесс овладения навыками чтения и письма. Освоив применение предлогов и введение их в активную речь, ребенок осознанно определяет положение предметов в пространстве. Развитие лексико-грамматических компетенций при использовании, например, уменьшительных и увеличительных суффиксов зависит от формирования представления о размере.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений и математического словаря у детей с общим недоразвитием речи — одна из основных задач учителя-логопеда.
Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение. Так, качественные отношения («много», «один», «ни одного», «столько - сколько», «поровну», «больше», «меньше») должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов; заимствование из речи окружающих числительные наполняются смыслом лишь в процессе обучения и, только тогда будут использоваться с определенной целью.
На логопедических занятиях дети учатся : не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире - уже», «выше - ниже», «толще - тоньше»); отличать эти изменения общего объема («больше - меньше», «большой - маленький»); находить более сложные ориентировки в величине предметов («высокий», «ниже», «самый низкий»); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры («круг», «квадрат», «треугольник», пространственные отношения, временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь», «сегодня», «завтра», «быстро», «медленно»; названия дней недели, месяцев). Только тогда дети научатся постепенно отражать количественные, пространственные и временные представления, глубже осознавать их, обобщать. Овладение словарем обеспечит возможность объяснить цель, способ выполнения действия, результат.
Отрабатывая величинные понятия, дети учатся правильно конструировать фразы, в том числе и сложные предложения. Этот раздел очень благодатен для практического усвоения детьми структуры предложения. Например, домик меньше дома, а дом больше домика; большое зеркало – маленькое зеркальце; тоненькая книжка – толстая книга. Эта книга тоньше, а эта толще.
В процессе интеграции речевого и познавательного развития осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение.
Для автоматизации поставленных звуков необходимо подбирать раздаточный материал для детей, учитывая их интересы, а главное, произносительные возможности (этап автоматизации звука). Так, например, для пересчета предложить предметы или картинки с автоматизируемым звуком, так как в данный момент идет автоматизация этого звука в словосочетаниях. Это позволяет, решая одну и ту же задачу (счет, согласование числительных в роде, числе, осуществлять личностно-ориентированный подход (подбор значимого, интересного для ребенка материала) с учетом произносительной возможности каждого ребенка.
В процессе работы над лексико-грамматическими категориями дети не только сравнивают предметы, но и выражают это словами, используя существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами: нос – носик – носище; сапог – сапожок – сапожище. Таким образом, дети овладевают навыками словообразования, расширяется словарный запас детей, который связан с умением детей обозначить длину, высоту, толщину, ширину предметов. При сравнении предметов дети учатся использовать в своей речи антонимы: высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, длинный – короткий.
Усвоение детьми форм именительного, родительного, дательного падежей, количественных числительных происходит в процессе количественного счета (пять картинок, от двух яблок, к трём флажкам). Кроме этого закрепляется навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных (пять карандашей, пять бабочек, пять флажков).
Включение детей с общим недоразвитием речи в разные виды деятельности по формированию познавательно математических представлений на логопедических занятиях позволяет повысить эффективность и стабильность полученных результатов в коррекционно – образовательной работе.
Комплекс игр, упражнений, заданий на развитие речевых и познавательно – математических способностей у детей с нарушениями речи.
• Задания по формированию навыков восприятия схематичного изображения пространственных отношений (карты, лабиринты).
• Задания по формированию навыков схематичного изображения пространственных отношений самостоятельно (карты, лабиринты).
• Игры-путешествия с помощью карты. Комментирование.
• Игры-передвижения по лабиринту. Комментирование.
• Графический диктант. (Поставь точку в середине листа. От нее нарисуй линию длиной в две клетки вниз и т. п.). Комментирование.
• Проведи линию по самой середине прямой дорожки, не отрывая карандаша от бумаги.
• Проведи линию по самой середине извилистой дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
• Продолжи рисовать заданный узор по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги.
• Продолжи рисовать заданный узор без клеточек, не отрывая карандаш от бумаги.
• Заполни пустые фигуры в таблице такими же знаками, как и в соответствующих фигурах образца. Объясни.
• Игра «Шифровальщики» (Предлагаются серии картинок с соответствующими знаковыми маркировками, надо зашифровать или расшифровать сообщение).
• Задания по типу «Да» и «Нет» не говорите» (На материале конкретной темы по развитию речи и ознакомлению с окружающим).
• Составление ожерелья из пуговиц в определенной последовательности на плоскости. Комментирование.
• Нанизывание бусинок на нитку в определенной последовательности (по образцу и по словесной инструкции). Комментирование.
• Игра «Поезд». (Составить по заданному правилу «живой поезд», дети передвигаются в пространстве под руководством машиниста).
• Задания по формированию навыков восприятия схематичного изображения пространственных отношений (карты, лабиринты).
• Игра «Живые цифры». (Дети-цифры перемещаются в пространстве, находя свое место). Комментирование.
• Игра «Путаница». (Дети устанавливают порядок цифр). Комментирование.
• Игра «Чудесный мешочек». (Отсчет заданного количества предметов).
• Задачи-шутки. (У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей?.)
• Игра «Покупка новой мебели» Необходимо заранее узнать, может ли мебель поместиться в комнате.
• Задания по расположению предметов, рисунков (от самого маленького до самого большого и наоборот). Комментирование.
• Задания по расположению предметов, рисунков (от самого узкого до самого широкого и наоборот). Комментирование.
• Задания по расположению предметов, рисунков (от самого длинного до самого короткого и наоборот). Комментирование.
• Игра «Что изменилось?». (Наполняется содержанием в соответствии с разделом программы). Комментирование.
• Геометрическая мозаика. Комментирование.
• Раскрась разными цветами самолеты, которые летят вверх, вниз, налево, направо (красный, синий, зеленый, желтый). Комментирование.
• Игра-путешествие «Найди клад». (Дети перемещаются в пространстве по определенной схеме). Комментирование.
• Игра «Живая неделя». (Дети – дни недели). Комментирование.
• Игра «Живой год» (Дети - месяцы). Комментирование.
• Игра «Когда это бывает?». (Стихи-загадки по временам года. Комментирование.