Ольга Александровна Шмырова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе ФЭМП у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос развития познавательно-исследовательской деятельности в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников широко представлен в исследованиях психологов: Бориса Герасимовича Ананьева, Михаила Фёдоровича Беляева, Лидии Ильиничны Божович, Сергея Леонидовича Рубинштейна. В педагогической литературе у Галины Ивановны Щукиной, Натальи Григорьевны Морозовой.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе ФЭМП у старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Опыт педагогов-практиков Анны Витальевны Белошистой, Зинаиды Алексеевны Михайловой убеждает в том, что важно сформировать у дошкольников познавательный интерес, желание и привычку думать, стремиться узнать что-то новое. Дидактические игры разрабатывались педагогами – Александрой Платоновной Усовой, Фаней Наумовной Блехер, Зоей Борисовной Богуславской, Анной Ивановной Сорокиной. Игра - это особая, необходимая для развития ребенка ведущая деятельность, именно в процессе игры дети вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи, контролируют свои действия. Каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Согласно ФГОС ДО особую значимость приобретает развитие познавательной активности детей. ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим : любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных психических процессов, познавательной активности, умение самостоятельно мыслить.
Развитию элементарных математических представлений дошкольников всегда уделялось особое внимание в силу необходимости развития абстрактного, логического мышления. Поэтому значимым вопросом для педагогов дошкольных образовательных организаций является формирование у детей интереса к математике. Детская память избирательна, они легко усваивают то, что им интересно, вызывает удивление, радость. Поэтому обучение математике должно заинтересовать ребенка, чему и может способствовать экспериментирование.
Эти объективные факторы указывают на то, что проблема познавательного развития важна сегодня, как никогда. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина). Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий (Борис Герасимович Ананьев, Лидия Ильинична Божович, А. Н. Леонтьев) : любопытство, любознательность, собственно исследовательская деятельность. А. И. Савенков рассматривает исследовательскую деятельность как целостное образование личности в совокупности процессов : интеллектуальных, эмоциональных, волевых, творческих. Н. Лысенко рассматривает поисково-исследовательскую деятельность как организованную педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения. Наиболее эффективным способом формирования операций логического мышления является игра с использованием занимательного математического материала. О большом значении дидактической игры в умственном развитии детей говорят многие исследователи Александра Платоновна Усова, Нина Михайловна Аксарина, Анна Ивановна Сорокина, Барнат Иосифович Хачапуридзе и другие. Зинаида Алексеевна Михайлова создала классификацию занимательного математического материала, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. На основании вышеизложенного, мы формулируем цель и задачи работы. Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Задачи:
1. Расширять опыт ориентировки в окружающем, сенсорное развитие
2. Формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, причинах и следствиях)
3. Развивать познавательный интерес детей, любознательность, стремление к получению знаний
4. Развивать восприятие, внимание, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов;
5. Повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах развития познавательно-исследовательской деятельности детей. На начальном этапе нашей работы мы проанализировали уровень сформированности познавательно-исследовательской деятельности. Определив основное направление работы, мы приступили к созданию ППРОС. Для этого, изучив литературу по данному вопросу, разработали перечень компонентов развивающей предметно-пространственной среды. Уголок занимательной математики «Заниматика» мы постарались максимально пополнить играми и пособиями. Организуя уголок занимательной математики, мы исходили из принципов доступности игр детям в данный момент, помещали в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий воспитанники переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх “Танграм”, “Волшебный круг”, “Кубики для всех” и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре. В течение года по мере освоения детьми игр мы вводили более сложные пособия с новым занимательным материалом. Для детского экспериментирования в группе имеется мини-лаборатория, где сосредоточены жидкие и сыпучие вещества, предметы, различные по весу, размеру, материалу, различные по форме и размеру сосуды. Добавлены в среду игры на развитие познавательных и творческих способностей: «Собери машину», «Дорисуй модели по алгоритму», «Числовые домики». Большой интерес вызывают развивающие задания, на которых можно писать, а потом стирать: «Соедини точки по цифрам», «Продолжи ряд», «Собери бусы» и др.
Обеспечив насыщенность среды в группе, мы предоставили детям возможность свободно экспериментировать с занимательным математическим материалом.
Результаты наблюдений за детьми показали, что дети любят играть дидактическими играми типа «Лото», «Сложи по размеру»,игры на время. Также большой интерес вызвали задания «Подбери по форме», «Продолжи ряд», «Измерь вес».
Работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности в процессе формирования элементарных математических представлений проходила в несколько этапов.
На первом этапе экспериментирование проводилось в специально организованных видах деятельности, знакомили с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Мы старались способствовать проявлению самостоятельности в деятельности, поощряли стремление детей достичь результата.
Знакомство детей с новым материалом осуществляли на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается воспитанниками путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков, а мы только подводим детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. В содержание деятельности были включены следующие задания: задания с блоками «Дьенеша» (направленные на развитие познавательных способностей, взаимодействие между собой,«Сравни предметы», «Больше-меньше», «Собери фигуру». В процессе этих игр дети взаимодействуют друг с другом, самостоятельно делают выводы. «Раздели целое на части» - детям предлагается установить экспериментальным путем, сколькими различными способами можно разделить квадрат (прямоугольник, круг) на 2 (4) равные части и какой формы получатся части. «Сравни мячи» : два одинаковых по величине и цвету мяча, но изготовленных из разных материалов или наполненных разным материалом, ребенок проводит эксперимент, в котором он сравнивает мячи, выявляя признаки их сходства и различия. Проводя такого вида эксперименты, отрабатываются такие математические понятия, как форма, величина, измерение массы. Следующий этап - совместная деятельность воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, способы действий, подходы к решению задач. У них вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач. Начало второго этапа обусловлено появлением детских вопросов к педагогу: «А что можно еще сделать?», «Правильно ли получилось?», «А как играть?» Отталкиваясь от интересующих детей вопросов, обеспечивающих их естественную высокую мотивацию в усвоении способов деятельности с математическим материалом, мы использовали на занятиях и в повседневной жизни занимательный математический материал и проблемные игровые ситуации, способствующие познавательному и творческому развитию дошкольников при формировании элементарных математических представлений. Далее последовало создание воспитателем элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельности. В ходе игры мы старались привлечь ребенка к оценке своих действий, просили его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. В данном случае ребенок занимает активную позицию в организованной подобным образом деятельности, овладевает умением рассуждать, обосновывать выводы. Важным является метод занимательных проблемных ситуаций «Что можно сделать за одну минуту?», «С какой стороны звук», «Измерь расстояние до матрешки», «Сравни матрешек». Использовали задания: какая гирька тяжелее, какая легче; «Определи какой формы»; «Определи температуру воды». Данные методы способствовали расширению кругозора детей, развитию их любознательности, пытливости. Закрепив умение измерять различные предметы, выявлять свойства предметов, мы старались объединить в совместной деятельности детей, в разной степени освоивших материал, с тем, чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими. Обогащение элементарных математических представлений осуществлялось через познавательно-исследовательскую деятельность. Для закрепления понятия «Величина» : нужно разложить елочки по длине от самой длинной до самой короткой. Предлагались игры на определение времени. «Смешай цвета». Данные виды игр давали детям возможность практически применить знания о свойствах предметах, умение сравнивать предметы. В результате проделанной работы была проведена повторная диагностика. Данные проведенных исследований показали положительную динамику в развитии познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, инициативности в использовании занимательного математического материала в самостоятельной деятельности. Большая часть детей испытывает устойчивый интерес к логическим задачам и упражнениям, опытам и экспериментам. Стала выше степень их активности в самостоятельной деятельности. Дети стали смело высказывать суждения, доказательства. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Воспитанники самостоятельно действуют в процессе исследования, самостоятельно делают выводы, доказывают свои идеи.