Василина Черепанова
«Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ»
Научный руководитель: Пилецкая Альбина Афанасьевна.
Актуальность исследования: Музыкальное образование детей имеет ничем не заменимое воздействие на их общее развитие : формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы. В настоящее время в педагогической практике общего образования в целом и дошкольного, в частности, музыкальному образованию учащихся уделяется мало внимания. Хотя именно в дошкольном возрасте начинается формирование музыкального слуха, музыкальной памяти, развиваются музыкальные способности. Решение этой проблемы возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности.
Публикация «„Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ“» размещена в разделах
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности.
Оно по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка.
По требованиям ФГОС, музыкальный руководитель выполняет следующие задачи по развитию певческих навыков пению у детей старшего дошкольного возраста :
- Формировать певческие навыки;
- Способствовать развитию навыков пения.
В традиционной методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста недостаточно разработаны приемы, направленные на развитие певческих навыков ребенка, нет системы развития певческих способностей детей дошкольного возраста. А в соответствии с ФГОС и программами ДОУ требования к певческим способностям детей с дошкольного возраста высока. Учитывая это, была выбрана тема нашей работы формирование певческих возможностей детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ.
Объект исследования: процесс развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: музыкальные занятия в ДОУ как средство развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: выявление эффективности цикла музыкальных занятий с использованием артикуляционных упражнений для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: певческие навыки детей старшего дошкольного возраста можно развить, если: учитывать психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, влияющие на развитие певческих навыков, разработать цикл музыкальных занятий в ДОУ, подобрать артикуляционные упражнения, основанные на якутских скороговорках и певческих упражнениях.
Задачи исследования:
-Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
-Разработать цикл музыкальных занятий с использованием артикуляционных упражнений для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста;
-Провести опытно-экспериментальную работу по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста;
-Определить уровень развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста;
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста; Разработка цикла музыкальных занятий, направленных на развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста; Проведение опытно-экспериментальной работы по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста; Анализ результатов исследования: обобщение.
Теоретическая значимость исследования: анализ понятия «певческие навыки», подбор артикуляционных упражнений, основанные на якутских скороговорках и певческих упражнениях.
Методологические основы исследования:
Необходимость приобщения к культурному наследию начиная с дошкольного возраста и важность этого процесса для развития ребенка подчеркивается в трудах Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Д. Б. Кабалевского, А. В. Кенеман, Т. С. Комаровой, А. Н. Леонтьева, Н. А. Метлова, В. И. Петрушина, О. П. Радыновой, Б. М. Теплова, Р. М. Чумичевой, В. Н. Шацкой. Современная концепция дошкольного образования признаёт актуальность развития детей на подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной, формируя ценностные ориентации личности - А. И. Катинене, О. П. Радынова, Р. М. Чумичева, Л. В. Школяр.
Новизна и практическая значимость исследовательской работы заключаются в составлении цикла музыкальных занятий и подборе артикуляционных упражнений, основанных на якутских скороговорках.
База исследования: работа проводилась в Муниципальном Бюджетном Дошкольном Образовательном Учреждении ЦРР детский сад №10 «Кырачаан ымыылар» села Бердигестях, Горного улуса с июня 2019 по июнь 2020 года.
2.2. Цикл занятий по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием артикуляционных упражнений на основе якутских скороговорок.
Проанализировав полученные в ходе констатирующего этапа данные, мы пришли к выводу о том, что необходимо разработать цикл занятий для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием артикуляционных упражнений на основе якутских скороговорок. Занятия были разработаны в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из полученных результатов констатирующего этапа, мы сформулировали цель формирующего этапа: развить певческие навыки детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
Формирующий этап проводился в виде цикла музыкальных занятий с выполнением артикуляционных упражнений с использованием якутских скороговорок и был направлен на развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста. (Приложение 1) (формирующий этап)
Нами были поставлены следующие задачи:
- Развитие у детей экспериментальной группы певческих навыков : певческую установку и дыхание; певческую дикцию; звукообразование; чистоту интонирования;
- Использование артикуляционной гимнастики и певческих упражнений, основанных на якутских скороговорках приемов для развития певческих навыков;
Для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста был разработан цикл музыкальных занятий с применением артикуляционных упражнений, основанных на якутских скороговорках и певческие упражнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и воспринимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», - писал он. Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. Развитие певческих навыков - это залог хорошего пения.
В основе развития успешного пения лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих развивать певческие навыки.
В выпускной квалификационной работе мы опирались на исследования Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Д. Б. Кабалевского, А. В. Кенеман, Т. С. Комаровой, А. Н. Леонтьева, Н. А. Метлова, В. И. Петрушина, О. П. Радыновой, Б. М. Теплова, Р. М. Чумичевой, В. Н. Шацкой. Современная концепция дошкольного образования признаёт актуальность развития детей на подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной, формируя ценностные ориентации личности –труды А. И. Катинене, О. П. Радыновой, Р. М. Чумичева, Л. В. Школяр.
Выводы по первой главе: теоретические основы развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста опираются на концепцию теории и методики воспитания детей средствами певческого музыкального искусства, от организации музыкальных занятий в ДОУ и планирования общей системы воспитательной работы, использования комплексных образовательных программ воспитания детей.
Результаты констатирующего этапа показали необходимость дальнейшей работы по развитию детей дошкольников певческих навыков в процессе музыкального развития. Нами разработан цикл занятий, в ходе которых была организована групповая работа. Занятия были ориентированы на развитие певческих навыков детей на музыкальных занятиях с использованием певческих упражнений на основе якутских скороговорок.
В ходе экспериментальной работы мы определили наиболее эффективные формы, методы и педагогические условия организации учебной деятельности через цикл занятий по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста, а также проверили эффективность методики с использованием якутских скороговорок в развитии певческих навыков в процессе опытно-экспериментального исследования (Приложение5).
Таким образом, можно утверждать, что цикл занятий с использованием певческих упражнений на основе якутских скороговорок помогли накоплению певческого опыта и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментального исследования. Цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.
Приложение 1
Примерный репертуар якутских скороговорок (чабыр5ах) и артикуляционных певческих упражнений на якутском языке.
1. Артикуляция: губы и зубы разомкнуты, язык передней частью приближен к небу, оставляя небольшую щель: в отличие от артикуляции звука «х» воздух проходит с участием голоса и вызывает мелкую вибрацию голосовой щели между языком и небом.
Бах-бах-ба5а, он-он-оной
Ха-ха-хаххан
Халын хара тыа5а
Хаххан, хаххан о5онньор
Харах бе5е буолан
Хахха сиргэ олорбут. (Ба5а)
Упражнение направлено на улучшение произношения якутских согласных «х», «5», «н», на развитие чувства ритма.
2. НЬ
Ньуунэ-ньээнэ биэбэйиэм,
Ньуунэ-ньээнэ биэбэкэм,
Ньуунэ-ньиирэй о5окком [48, с. 64].
Упражнение направлено на развитие артикуляции губ.
3. Артикуляция. Кончик языка на короткое время прилегает к задней части мягкого нёба, направляя часть проходящего воздуха в носовую полость. Длиннее он произносится в конце слов.
Уна-ханас харахтар,
Уна-ханас кулгаахтар,
Уна-ханас илиилэр,
Уна-ханас атахтар,
Иккилилиилэр эбиттэр[48,с. 64].
Упражнение направлено на развитие длительности дыхания.
4. ДЬ, Артикуляция. Язык на короткое время приподнимается к небу, ближе к зубам, оставляя небольшую щель. Звук дь образуется при прохождении воздуха между языком и нёбом, создаввая небольшую вибрацию. Продолжительность звучания данного звука очень мала.
(Дьэнкир-ма5ан, дьэдьэнээх, дьэрэкээн)
1. Дьэ-дьэ-дьээ,
Дьэ-эдьэ-дьээ!
Дьикти, дьикти
Мастар уунэн ситэн тураллар.
Керсуе-сэмэй дьуегэлиилэр
Сиэттиьэммит сылдьабыт,
Итииргээбит дьэдьэннэри
Хойуу оттон булабыт.
Упражненеие направлено на артикуляцию якутского звонкого звука «дь», дифтонга «уе», и развитие чувства ритма. Развивает мимику, певческую установку.
5. Артикуляция «h»
Звук h встречается между гласными, соединяя их лёгким гортанным выдохом (без участия голоса).Произношение его совпадает с английским h. [48, с. 68]
1. Артикуляционное упражнение начинается с выдоха-дуем на свечку и далее отрабатываем текст:
hуу-hуу, hуу-hуу-hуу
Илибирдэ-тэлибирдэ,
Илибирдэ-мичилийдэ.
hуу-hуу, hуу-hуу-hуу.
Это упражнение направлено на артикуляцию якутского звонкого звука «h» а также развивает длительность дыхания.
2. Артикуляционное упражнение –загадка.
hу-hа, hу-hа,
Имигэсчэй биилим
hу-hа, hу-hа,
Уна ханас хамсанан
Сыр-сыр сырылаан охсон. (коса (хотуур)
6. Речевые упражнения:
Тырым-тырым, тылым миэнэ
Имигэсчэй бэйэлээх.
Тырым-тылым, тылым ханна барда
Саьан-сутэн хаалла[48,с. 19].
Упражнение направлено на мимику, дикцию, разминку губ.
7. Напевное упражнение:
Учу-учу-учугэйиэн
Учугэйиэн-кэрэтиэн.
Учу-учу-учугэйиэн
Учугэйиэн-маанытыан.
Упражнение направлено на разминку губ, правильное интонирование.
Скороговорки из сборника Анисии Скрябиной [59, с. 8-17]
8. Напевно-речевое упражнение:
Харыйа-хоруйа,
Холбуйа-халбыйа,
Хаахыр-кыыкыр,
Хаххан-хал5ан.
Лаглай-лыглый,
Логлой-луглуй,
Лэглэй-лиглий,
Лэглэй-луглуй.
Лэп-лэп лэппэрдиир,
Луп-луп-луппурдуур,
лоп-лоп-лоппордуур,
лип-лип –липпирдиир.
Упражнение направлено на развитие длительности дыхания, артикуляцию звуков.
9. Таммах-тыммах,
Томмох-туммух
Тэммэх-тиммих
Тэммэх-туммух.
Упражнение направлено на развитие ритма, звукопроизношение.
10. Ахсаан чабыр5а5а.
Биир биэдэрэ,
Икки иьит,
Ус ует,
Туерт тиит,
Биэс бэс,
Алта алтан,
Сэттэ сэргэ,
А5ыс айах,
То5ус тойон,
Уон о5о,
Диэтим ини,
Диэбэппин ини!
Упражнение направленное на развитие длительности дыхания, артикуляцию.
11. Хапса5ай.
Хапса5ай, хапса5ай
Халбас харата
Куустээх да сымса5ай
Куотуьар оонньуута.
Буола буойун буолбут
Буьан-хатан турдум.
Мин, мин, мин сурэх эннэй,
Мичий, ымай, эллэй.
Упражнение направлено на артикуляцию звуков «Х», «5», развитие дыхания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 030700-Музык. образование / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : ACADEMIA, 2004. - 333, [2] с. : ил. ; 22 см. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).;
2. Алексеева Л. Н. и Голубева Е. И. Певческая азбука. – Московская государственная консерватория им П. И. Чайковского, 2003 – М. -89с.
3. Багадуров В. А. Вокальное воспитание детей / В. А. Багадуров. - М. : Музыка, 1993. - 158 с.
4. Багадуров В. А. Воспитание детского голоса / В. А. Багадуров. - М. : Музыка, 1995. - 208 с.
5. Багадуров В. А. Начальные приёмы развития детского голоса / В. А. Багадуров - М. : Музыка, 1994. - 236 с.
6. БруссерА. М. Основы дикции. Практикум: Учебное пособие. -5-у изд., стер. -СПб. : Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»,2019.-88С.
7. Вербов А. М. Техника постановки голоса: Учебное пособие. -5-е изд., стер. - СПб. : Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2019.-64с.
8. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] : Учеб. для студ. Пед. зав. / Н. А. Ветлугина – М. : Просвещение, 1981. – 240 с.
9. Ветлугина, Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость [Текст] : Музыкальный букварь / Н. А. Ветлугина, В. Н. Максимов. – М. : Просвещение, 1980. – 244 с.
10. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина - М. : Просвещение, 1981. - 240 с.
11. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина - М. : Просвещение, 1985. - 208 с.
12. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] : «Дошк. воспитание» / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. под ред. Н. А. Ветлугиной 2-е изд. – М. : Просвещение, 1982. – 271 с.
13. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь / Н. А. Ветлугина - М. : Музыка, 1989. - 112 с.
14. Виноградова, Н. А. Научно-исследовательская работа студента. Технология написания и оформления доклада, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 128 с.
15. Галкина, М. А., Дёмина, В. А., Курепина, В. А., Льговская, Н. И., Павлутина, В. И., Соболева, И. Л., Чердынцева, И. А., Шадрина, Е. Ю. Музыкальное развитие дошкольников [Текст] : /Под. ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
16. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой [Текст] : совр. пед. тех. муз. восп. и разв. дет. ран. и дошк. возраста / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – СПБ. : Детство – Пресс, 2010. – 656 с.
17. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста[Текст] : современные педагогические технологии учебно – методические пособие / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – Ростов н/ Д: Феникс, 2008. – 428 с.
18. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М. : Издательский центр «Академия», 2005 – 320 с.
19. 10. Гончарова О. В. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] : / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. - М. : Academia, 2013 - 256 с.
20. Горохова Л. С. Вокально – артикуляционные упражнения в детском саду. [Текст]/ : – Архангельск: ГОУ СПО «Арх. пед. колледж», 2009.
21. Добина Н. И. Развитие личности ребёнка 5-7 лет в детском саду / Н. И. Добина. - М. : Академия Развития, 2009. - 192 с.
22. Емельянов В. В., Трифонова И. А. Фонопедический метод развития голоса : I уровень: Развивающие голосовые игры. – СПб. ,1999.
23. Зацепина, М. Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности [Текст] : обзор программ дошкольного образования / М. Б. Зацепина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
24. Запорожец, А. В. Воспитание и обучение в детском саду [Текст] : Пособие для восп/ А. В. Запорожец, под. ред. Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 1976. – 78 с.
25. Зимина, А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие / А. Н. Зимина. М. : ТЦ Сфера, 2010. – 320 с.
26. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Зимина. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
27. Инешина, И. А., Лахно, Е. А. Методические рекомендации по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы [Текст] : Специальность 53.02.01 Музыкальное образование / И. А. Инешина, Е. А. Лахно. – Якутск. : ГБПОУ РС (Я) «Якутский педагогический колледж им. С. Ф. Гоголева», 2016. – 69 с.
28. Кузнецова, В. Г. Словарь философских терминов [Текст] : Пособие для студента / В. Г. Кузнецова – М. : ИНФРА, 2007. – 90 с.
29. Комиссарова, Л. Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников возраста [Текст] : учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. Н. Комиссарова. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 174 с.
30. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000 – 320 с.
31. Каплунова, И. М., Новоскольцева И. А. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (2 CD) [Текст] : пособие для музыкальных руководителей детских садов / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. – СПб. : Издательство «Композитор», 2007 – 270 с.
32. Картушина М. Ю. Вокально - хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 176 с.
33. Картушина М. Ю. Вокально - хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий. + методические рекомендации к комплекту наглядных пособий Издательство «Скрипторий2003»2010, - М. - 12 с.
34. Колпикова О. П. Проблемы охраны и гигиены детского голоса//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №4-4.
35. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. -М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.-352с.
36. Конен В. Д. Пути американской музыки. - М. : Советский композитор,1977.-446с.
37. Лазарев М. Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. – М. : Издательство ЦВЛД, 1993
38. Малахова, Л. В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. метод. пос. д /дошк. воспитания / Л. В. Малахова – Ростов надону. : Феникс, 2008. – 142 с.
39. Метлов, Николай Афанасьевич. Музыка - детям [Текст] : пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Н. А. Метлов. - Москва : Просвещение, 1985. - 144 с.
40. Морозов В. П. Вокальный слух и голос. -Л. : Музыка,1965. -88с. -(В помощь педагогу-музыканту).
41. «Музыкальное образование детей раннего, дошкольного и школьного возраста в республике Саха (Якутия)» : сборник статей и материалов из опыта работы педагогов-музыкантов/ М-во образования и науки Респ. Саха (Якутия, ГБПОУ РС (Я) «Якут. Пед. Колледж им. С. Ф. Гоголева», РОО «Союз педагогов-музыкантов РС (Я)»; [сост. : Е. А. Лахно, С. И. Мегина, Г. А. Семячкина, Т. В. Павлова-Борисова, Ю. И. Семенов]. – Якутск: Реактив Принт,2017.-304с.
42. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] : учебник для студ. вузов /В. С. Мухина. – М. : Академия, 2002. – 456 с.
43. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Назайкинский. – М. : Издательство «Музыка», 1972. – 384 с.
44. Огороднов Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания / Д. Е. Огороднов. - М. : Лань, Планета Музыка, 2014. - 224 с.
45. Ольшанникова, А. Е. Эмоции и воспитание [Текст] : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений /А. Е. Ольшанникова. – М. : Знание, 1983. – 80 с.
46. Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста [Текст] : учебник для студентов высших пед. уч заведений. / Г. А. Праслова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
47. Пастухова, И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст] : учеб. пособие для студ. Учреждений средн. проф. образования / И. П. Пастухова, Н. В. Тарасова. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 160 с.
48. Пилецкая, А. А. Методы орфоодии в работе над якутскими песнями:[учебно-методическое пособие]/А. А. Пилецкая; М-во образования и науки Рос. Федерации, М-во образования Респ. Саха (Якутия, ГПБОУ РС (Я) Якут. пед. колледж им. С. Ф. Гоголева, Акад. повышения и квалификации и проф. переподгот. работников образования. -Москва: АПКи ППРО, 2017.-72с.
49. Программы общеобразовательных учреждений МУЗЫКА. Под руководством Д. Б. Кабалевского. 3-е издание: Москва «Просвещение»2006 -226с.
50. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] : учебное пособие / О. П. Радынова. – М. : Академия, 1998. – 240 с.
51. Радынова, О. П. Слушаем музыку [Текст] : Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / О. П. Радынова. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.
52. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей [Текст] : учеб. пособие все для студ. / О. П. Радынова. – М. : Гуманит. Изд. центр Владос, 1997. – 608 с.
53. Радынова, О. П. Дошкольный возраст : как формировать основы музыкальной культуры [Текст] : О. П. Радынова/ Музыкальный руководитель. – 1999. - №3. – 35 – 37 с.
54. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры [Текст] : авторская программа для дошкольников и младших школьников и методические рекомендации / О. П. Радынова. – М. : Гном и Д, 2000. – 80 с.
55. Саха фольклора. Саха фольклорун детсад о5отугар билиьиннэрии программата. Составители: Лепчикова Л. П., Татаринова Х. К., Иванова Г. Н. Оскуола иннинээ5и саастаах о5олорго. Дьокуускай, 1993. -98 с.
56. Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» Семенова, М. С. Особенности развития певческого аппарата детей дошкольного возраста/ М. С. Семенова, Ю. Р. Гришко, О. В. Конькова. -Текст:непосредственный// Вопросы дошкольной педагогики. -2018.-№3(13).
57. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. -2-е изд. ,-М. ,1993.-736с.
58. Сидорова Л. П. Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности//Сборник материалов Ежегодной международной начно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».2014. №2
59. Скрябина А. Д., Методы обучения чабыргаха (скороговорки). Республиканский Дом народного творчества, Якутск, 1994.-50с.
60. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] : Кн. для псих. пед. музык. Искусств /Б. М. Теплов. – М. : Наука, 1991. – 384 с.