Алёна Гончарова
Патриотическое воспитание в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие патриотического воспитания в ДОУ
Первые годы жизни являются наиболее важным периодом в развитии ребенка, когда формируются его основные ценности, взгляды и эмоциональная сфера. В ДОУ дети впервые сталкиваются с коллективом и начинают взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх, а с самого младенчества. Дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, потешками. Тогда можно сказать, что патриотическое воспитание начинается с русского устного народного творчества. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.
Публикация «Патриотическое воспитание в ДОУ» размещена в разделах
В раннем детстве дети уже более развиты, способны понимать многие вещи, поэтому и воспитательные средства будут усложняться. К раннему возрасту относится период от 1 года до 3 лет, поэтому ведущая доля воспитания ложится на семью. Содержание патриотического воспитания в раннем возрасте включает в себя: знакомство с семьёй, её традициями; если ребёнок уже пошёл в детский сад, то знакомство с детским садом; знакомство с улицей, на которой проживает ребёнок.
Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма. Средствами воспитания на этом этапе будут выступать совместная деятельность в семейном кругу, следует уделять своему малышу больше времени. Очень важно, чтобы в проведении досуга принимали участие все члены семьи. Важно, не только провести досуг, но и подвести его итоги, побеседовать, о том, что запомнилось больше всего, что понравилось, что не понравилось. В этом возрасте следует рассматривать семейные фотографии. Необходимо обдумать, какие в вашей семье существуют семейные традиции. Стоит придумать себе семейные традиции и придерживаться их. Ежедневное чтение ребёнку рассказов и сказок, в которых отражены семейные отношения.
Изготовление подарков своими руками на праздники, день рождения. Это формирует внимательное и заботливое отношение к близким людям, развивает эмоциональную сферу малыша, создаёт мотивы поведения, заданного обществом.
Следующим этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к этому дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка по патриотическому воспитанию ложится на воспитателей. Одним из главных средств воспитания будут экскурсии по детскому саду, на которых детей знакомят с группой, показывают уголки группы, игрушки, рассказывают истории про игрушки группы, обязательно делая акцент, что их нужно беречь. Затем организуется экскурсия на кухню, где дети знакомятся с поваром, видят, где для них готовят еду, как всё там устроено. Затем знакомятся с медицинским кабинетом, музыкальным и спортивным залом. Ежедневно можно обходить детский сад вокруг, наблюдая за происходящим на соседних участках. Естественно, всё это организуется после того, как большая часть детей прошли адаптацию к детскому саду. Но и родители не должны полностью всё перекладывать на педагогов. Ежедневно нужно проводить беседы о жизни в детском саду, интересоваться, что происходило, чем занимались и т. д.
Следующим средством приобщения ребёнка к детскому саду и патриотического воспитания в рамках детского сада будет организация и проведение праздников. Очень хорошо, если в детском саду часто проводятся фольклорные праздники и вечера развлечений, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями своего народа.
Ещё одно средство патриотического воспитания подходит как для семейного воспитания, так и воспитания в детском саду – народные игры. Чаще это подвижные игры. Так же патриотизм воспитывается благодаря знакомству ребёнка с устным народным творчеством, рассматриванию картин и иллюстраций, организации трудовой деятельности, изготовлению поделок по патриотическому воспитанию.
Ни в коем случае не стоит забывать о самом важном средстве любого воспитания – собственный пример поведения. Не следует при ребёнке комментировать новости или ругать правительство, критиковать страну в целом. Дети впитывают всю информацию как губки, не фильтруя её. Поэтому, когда даёте какой-нибудь комментарий, обязательно необходимо задумываться над собственными словами. Кроме того, личным примером нужно показывать образец бережливости, заботы, уважения к старшим и т. д. Не стоит забывать, что всё поведение, которое заложено в ребёнке – это ваша копия.
Патриотическое воспитание в ДОУ также способствует формированию ключевых ценностей, важных для гражданского общества. Дети учатся ценить мир, межнациональное сотрудничество, миролюбие и толерантность. Они осознают, что каждый гражданин имеет ответственность перед своей страной и соседями, и что их действия и выборы могут повлиять на благополучие общества в целом.
Патриотическое воспитание в ДОУ играет важную роль в формировании гражданской идентичности у детей. Через разнообразные методы и подходы, дети учатся любить, уважать и беречь свою Родину. В результате они становятся активными и ответственными гражданами, способными вносить свой вклад в развитие своей страны.