Папки-передвижки

Развитие патриотических чувств дошкольников через приобщение к русской национальной культуре

галина ходакова
Развитие патриотических чувств дошкольников через приобщение к русской национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие патриотических чувств дошкольников через приобщение к русской национальной культуре.

«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»

А. С. Макаренко

Актуальность темы.

Публикация «Развитие патриотических чувств дошкольников через приобщение к русской национальной культуре» размещена в разделах

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну. Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье.

В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:

- профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;

- сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;

- сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;

- взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;

- единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

Большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так как представлял сам, и настолько насколько считал это необходимым.

Дети не видят прекрасные образцы произведений искусства, не посещают выставки, музеи. Культурные программы сводятся к просмотру мультфильмов и посещению парка аттракционов – то есть к развлечениям, часто не несущим никакой смысловой и нравственной нагрузки. Основной целью посещения детского сада всё большее число родителей считает только умственное развитие: необходимость научить детей читать, считать, подготовить их к школе. Дома разрешают долго смотреть телевизор, где не все передачи предназначены для детского просмотра, играть в компьютерные игры, где встречается злоба и жестокость. У детей искажаются представления о доброте, милосердии, любви к людям, природе, справедливости. Даже существует такое понятие, как «нравственная свобода». Перефразировав его, получается, что мы живём во времена «свободы от нравственности». Уже в младших группах детского сада видно, что многих детей отличает потребительское отношение к жизни, взрослых воспринимают только как источник подарков, игрушек. Нередкими стали проявления агрессивности и жестокости по отношению к своим сверстникам.

У ребёнка, который не видит в своём ближайшем окружении предметов русского народно-прикладного искусства, не знает народных игр, не слышит песен, никогда не появится интерес к русской культуре. Такой ребёнок не осознает связи с прошлым своего народа, не научится любить и ценить его.

Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.

В связи с вышесказанным мной были выявленыпричины, обращения к данной теме:

- В современной жизни отсутствуют предметы, характерные для русского народного быта, поэтому дети с ними не знакомы.

- Дошкольники имеют первоначальные представления о русском народном творчестве, но не используют его в активной речи.

- У ребят есть интерес к народным играм и фольклорным календарным праздникам, но недостаточно знаний.

- Родители проявляют интерес к истории и культуре русского народа, но не владеют соответствующими знаниями.

Таким образом, цельюмоей педагогической деятельности является: «Создание условий для патриотического воспитания дошкольников через приобщение к русской народной культуре».

Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— Знакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно - прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.

— Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

— Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.

— Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Задачи решаются на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности.

Методы, наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала:

метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций;

эвристический (частично поисковый) метод;

метод моделирования,

игровой метод,

метод проектов

Формы работы с детьми:

-Утренники;

Интегрированные занятия до или после занятия-праздника;

Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;

Беседы, беседы-обсуждения;

Продуктивная деятельность

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей) ;

Разучивание стихов, песен, пословиц к празднику;

Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе со взрослыми;

- с родителями:

Родительские собрания по ознакомлению с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения и т. д.)

анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса патриотического воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

совместные с родителями праздники, спектакли;

консультации;

выставки семейных работ к праздникам;

индивидуальное собеседование.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином. Каким же образом вызвать у ребёнка такой эмоциональный подъём? Нужно начать с создания специально организованной пространственно-развивающей среды.

Созданием в группе необходимой пространственно-развивающей среды, которая дала бы возможность детям приобщиться к русской народной культуре, мы занялись вместе с родителями. Поиск старинных предметов привёл к созданию в группе уголка по народному быту и искусству, который, по существу, является мини-музеем предметов русского быта и декоративно-прикладного искусства «Русская изба».

Картинки – это одно, а настоящие вещи – совсем другое. Дети впервые в своей жизни увидели, как выглядят предметы утвари, использовавшиеся в быту 100-200 лет назад: глиняные горшки, чугунный утюг, разогревавшийся на углях, рубель, веретено, детские игрушки, плотницкие инструменты, прялка.

В музее “Русская изба” дети могут видеть: образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняную посуду, самовары, расписные прялки, ткацкий станок и другие экспонаты, открывающие нам особенности русского быта и творчества.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Дети в группе знакомятся с известными во всем мире образцами русского декоративно-прикладного искусства, такими как Хохломская, Уральская, Городецкая росписи, Дымковская и Филимоновская игрушки, образцы которых представлены в ИЗО-студии. Знакомлю детей с красотой, эстетической ценностью, художественным вкусом мастеров русского народа на занятиях по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Также детей очень привлекает возможность участвовать в ролевых играх с музейными предметами, использовались элементы театрализации и костюмирование.

Таким образом, нам удалось сделать так, чтобы предмет, оказавшись в руках ребёнка, стал действительно ценным, значимым для него. Раскрывая функциональное и символическое значения предмета, выявляя его роль в историко-культурном процессе, связь с сегодняшней жизнью мы сумели превратить вещи из «музейных экспонатов» в «живые объекты». В результате начали происходить изменения в сознании, в мироощущении детей.

Также в группе собрано большое количество дидактических игр. Это настольно-печатные игры, куклы и оборудование для театрализованной деятельности, такие как:

• лото «Славянская семья»

• разрезные картинки и пазлы с изображениями предметов русского народного декоративно-прикладного искусства и героев русских сказок;

• домино «Дымковская игрушка»;

• игровой набор «Русская изба»;

• куклы би-ба-бо для театра по темам русских народных сказок;

• наборы пальчикового и настольного театра «Репка», «Маша и медведь», «Козлята и волк», «Бычок – смоляной бочок», «Заюшкина избушка» и др

Дидактические средства:

• Традиции, обряды народных праздников и быта россиян;

• Былины, сказки, пословицы (фольклор) ;

• Народные игрушки;

• Предметы быта;

• Предметы декоративно-прикладного искусства;

• Книги: энциклопедии, буклеты, детская художественная литература по страницам истории;

• Фотографии;

• Репродукции, иллюстрации;;

• Схемы, модели, символы (геральдика) ;

• Видео, аудио продукция

• Дидактические игры

Одним из направлений работы стало разучивание русских народных игр. К сожалению, из жизни современных детей совсем исчезли групповые игры – «воздух» детской жизни старших поколений. Где казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские радости? Теряется преемственность поколений, обедняется жизнь детей. Но в наших силах хотя бы в детском саду вернуть детям радость активной игры. Народные игры развивают ловкость, гибкость, моторику; воспитывают навыки общения, коллективизм; вызывают активность мысли и совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение. Игры способствуют не только развитию эмоциональной сферы детей, но и коррекции эмоций.

Широкое использование устного народного творчества и фольклораНародные праздники помогают детям узнавать о традициях и обычаях своего народа, развивают творческие способности. Народные праздники учат трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. Праздники являются одним из условий для освоения культуры родного народа, сохранение его традиций.

В народных праздниках использую разные виды фольклора (загадки, игры хороводы, театральные представления, пословицы, поговорки, заклички).

В повседневной жизни знакомлю детей с устным народным творчеством, музыкальным фольклором, народными играми. В презентации представлены народные праздники, которые мы провели с детьми.

Приобщение детей к музыкальному фольклору происходит не только в разучивании песен, но и в исполнении хороводов, плясовых, в использовании традиционных народных инструментов, конкурсов, частушек.

Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками

Обрядовые праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Я считаю, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям

А как любят дети масленицу с её разудалыми плясками, играми, хороводами, сжиганием чучела зимы и, конечно, блинами. Этот праздник мы шумно празднуем на улице, во дворе детского сада.

Великолепно проходят и осенние праздники:

Капустник-это осенний праздник. При подготовке к этому празднику с детьми разучили частушки, пословицы, поговорки, народные игры. Рассказала детям о традициях и обычаях проведения этого праздника.

Покров Пресвятой Богородицы- этот праздник наверное особенно запомнился всем, и детям, и родителям. Все были одеты в народные костюмы, пели народные песни, а в завершении я провела мастер- класс по изготовлению куклы-оберега «Лапушки»

После народных хороводов игр и забав, традиционное чаепитие

Конечно, стоит отметить, что во всех этих праздниках родители принимают деятельное участие.

5. Задачи патриотического воспитания реализуются так же через знакомство детей с русскими народными играми, организацию специально разработанных подвижных игр

На каждом физкультурном занятии проводятся народные игры, а занятия на свежем воздухе полностью спланированы на основе народных подвижных игр.

Такой досуг, когда взрослые демонстрируют свои умения бегать, прыгать, соревноваться, воспитывают в детях чувство гордости за свою семью, своих родных. Создаётся положительный эмоциональный подъём и радость от взаимодействия друг с другом, что является неотъемлемым фактором формирования патриотических чувств.

Во все времена года проводятся целевые прогулки – походы. Такие походы являются формой непосредственного, более глубокого познания окружающего природного и социального мира. Закрепление и развитие двигательных умений и навыков обеспечивается в сочетании активного отдыха и изучения родного края.

Для достижения положительных результатов в формировании самостоятельности, уверенности в своих силах, воспитанию чувства ответственности при проведении утренней гимнастики я выбираю детей, которые исполняют роль командира.

В своей группе кроме вышеперечисленной работы по патриотическому воспитанию я знакомлю детей с Государственным гимном, флагом, гербом РФ, а так же своей малой родины, развиваю уважение к государственной символике. Всегда в беседах, разговорах подчеркиваю красоту природы нашего города, развиваю чувство гордости за свою Родину.

Результатами проведенной работы являются:

1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Новизна

- Система работы по патриотическому воспитанию позволила повысить мою профессиональную компетентность.

- Внедрение метода «музейной педагогики» позволило пополнить предметно-развивающую среду материалом путём создания мини-музеев «Русская горница», «Народные промыслы», «Игрушка – матрешка».

- Внедрение метода проектной деятельности :«Русская изба», «Твои корни, малыш», «Матрешка – красавица», «Ай да потешка!» - дало возможность активизировать деятельность родителей, сблизить в сотворчестве детей и родителей, расширить представления по данной тематике.

- Разработана серия игр по данной теме.

Перспектива

Систематизировать накопленный мной материал по патриотическому воспитанию дошкольников.

Совершенствовать предметно – развивающую среду.

Обобщить работу на районных методических объединениях.

Разработать пособие по патриотическому воспитанию.

Организовать кружок: «Назад к истокам».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие патриотических чувств дошкольников через приобщение к русской национальной культуре
Опубликовано: 6 сентября 2020 в 09:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие патриотических чувств дошкольников через приобщение к русской национальной культуре» (включая файлы) размещена пользователем галина ходакова (УИ 732315) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД