галина ходакова
Развитие патриотических чувств дошкольников через приобщение к русской национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие патриотических чувств дошкольников через приобщение к русской национальной культуре.
«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»
А. С. Макаренко
Актуальность темы.
Публикация «Развитие патриотических чувств дошкольников через приобщение к русской национальной культуре» размещена в разделах
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну. Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье.
В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:
- профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;
- сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;
- сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;
- взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;
- единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.
Большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так как представлял сам, и настолько насколько считал это необходимым.
Дети не видят прекрасные образцы произведений искусства, не посещают выставки, музеи. Культурные программы сводятся к просмотру мультфильмов и посещению парка аттракционов – то есть к развлечениям, часто не несущим никакой смысловой и нравственной нагрузки. Основной целью посещения детского сада всё большее число родителей считает только умственное развитие: необходимость научить детей читать, считать, подготовить их к школе. Дома разрешают долго смотреть телевизор, где не все передачи предназначены для детского просмотра, играть в компьютерные игры, где встречается злоба и жестокость. У детей искажаются представления о доброте, милосердии, любви к людям, природе, справедливости. Даже существует такое понятие, как «нравственная свобода». Перефразировав его, получается, что мы живём во времена «свободы от нравственности». Уже в младших группах детского сада видно, что многих детей отличает потребительское отношение к жизни, взрослых воспринимают только как источник подарков, игрушек. Нередкими стали проявления агрессивности и жестокости по отношению к своим сверстникам.
У ребёнка, который не видит в своём ближайшем окружении предметов русского народно-прикладного искусства, не знает народных игр, не слышит песен, никогда не появится интерес к русской культуре. Такой ребёнок не осознает связи с прошлым своего народа, не научится любить и ценить его.
Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.
В связи с вышесказанным мной были выявленыпричины, обращения к данной теме:
- В современной жизни отсутствуют предметы, характерные для русского народного быта, поэтому дети с ними не знакомы.
- Дошкольники имеют первоначальные представления о русском народном творчестве, но не используют его в активной речи.
- У ребят есть интерес к народным играм и фольклорным календарным праздникам, но недостаточно знаний.
- Родители проявляют интерес к истории и культуре русского народа, но не владеют соответствующими знаниями.
Таким образом, цельюмоей педагогической деятельности является: «Создание условий для патриотического воспитания дошкольников через приобщение к русской народной культуре».
Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— Знакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно - прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.
— Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.
— Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.
— Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Задачи решаются на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности.
Методы, наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала:
метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций;
эвристический (частично поисковый) метод;
метод моделирования,
игровой метод,
метод проектов
Формы работы с детьми:
-Утренники;
Интегрированные занятия до или после занятия-праздника;
Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;
Беседы, беседы-обсуждения;
Продуктивная деятельность
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей) ;
Разучивание стихов, песен, пословиц к празднику;
Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе со взрослыми;
- с родителями:
Родительские собрания по ознакомлению с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения и т. д.)
анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса патриотического воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
совместные с родителями праздники, спектакли;
консультации;
выставки семейных работ к праздникам;
индивидуальное собеседование.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином. Каким же образом вызвать у ребёнка такой эмоциональный подъём? Нужно начать с создания специально организованной пространственно-развивающей среды.
Созданием в группе необходимой пространственно-развивающей среды, которая дала бы возможность детям приобщиться к русской народной культуре, мы занялись вместе с родителями. Поиск старинных предметов привёл к созданию в группе уголка по народному быту и искусству, который, по существу, является мини-музеем предметов русского быта и декоративно-прикладного искусства «Русская изба».
Картинки – это одно, а настоящие вещи – совсем другое. Дети впервые в своей жизни увидели, как выглядят предметы утвари, использовавшиеся в быту 100-200 лет назад: глиняные горшки, чугунный утюг, разогревавшийся на углях, рубель, веретено, детские игрушки, плотницкие инструменты, прялка.
В музее “Русская изба” дети могут видеть: образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняную посуду, самовары, расписные прялки, ткацкий станок и другие экспонаты, открывающие нам особенности русского быта и творчества.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Дети в группе знакомятся с известными во всем мире образцами русского декоративно-прикладного искусства, такими как Хохломская, Уральская, Городецкая росписи, Дымковская и Филимоновская игрушки, образцы которых представлены в ИЗО-студии. Знакомлю детей с красотой, эстетической ценностью, художественным вкусом мастеров русского народа на занятиях по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Также детей очень привлекает возможность участвовать в ролевых играх с музейными предметами, использовались элементы театрализации и костюмирование.
Таким образом, нам удалось сделать так, чтобы предмет, оказавшись в руках ребёнка, стал действительно ценным, значимым для него. Раскрывая функциональное и символическое значения предмета, выявляя его роль в историко-культурном процессе, связь с сегодняшней жизнью мы сумели превратить вещи из «музейных экспонатов» в «живые объекты». В результате начали происходить изменения в сознании, в мироощущении детей.
Также в группе собрано большое количество дидактических игр. Это настольно-печатные игры, куклы и оборудование для театрализованной деятельности, такие как:
• лото «Славянская семья»
• разрезные картинки и пазлы с изображениями предметов русского народного декоративно-прикладного искусства и героев русских сказок;
• домино «Дымковская игрушка»;
• игровой набор «Русская изба»;
• куклы би-ба-бо для театра по темам русских народных сказок;
• наборы пальчикового и настольного театра «Репка», «Маша и медведь», «Козлята и волк», «Бычок – смоляной бочок», «Заюшкина избушка» и др
Дидактические средства:
• Традиции, обряды народных праздников и быта россиян;
• Былины, сказки, пословицы (фольклор) ;
• Народные игрушки;
• Предметы быта;
• Предметы декоративно-прикладного искусства;
• Книги: энциклопедии, буклеты, детская художественная литература по страницам истории;
• Фотографии;
• Репродукции, иллюстрации;;
• Схемы, модели, символы (геральдика) ;
• Видео, аудио продукция
• Дидактические игры
Одним из направлений работы стало разучивание русских народных игр. К сожалению, из жизни современных детей совсем исчезли групповые игры – «воздух» детской жизни старших поколений. Где казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские радости? Теряется преемственность поколений, обедняется жизнь детей. Но в наших силах хотя бы в детском саду вернуть детям радость активной игры. Народные игры развивают ловкость, гибкость, моторику; воспитывают навыки общения, коллективизм; вызывают активность мысли и совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение. Игры способствуют не только развитию эмоциональной сферы детей, но и коррекции эмоций.
Широкое использование устного народного творчества и фольклораНародные праздники помогают детям узнавать о традициях и обычаях своего народа, развивают творческие способности. Народные праздники учат трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. Праздники являются одним из условий для освоения культуры родного народа, сохранение его традиций.
В народных праздниках использую разные виды фольклора (загадки, игры хороводы, театральные представления, пословицы, поговорки, заклички).
В повседневной жизни знакомлю детей с устным народным творчеством, музыкальным фольклором, народными играми. В презентации представлены народные праздники, которые мы провели с детьми.
Приобщение детей к музыкальному фольклору происходит не только в разучивании песен, но и в исполнении хороводов, плясовых, в использовании традиционных народных инструментов, конкурсов, частушек.
Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками
Обрядовые праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Я считаю, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям
А как любят дети масленицу с её разудалыми плясками, играми, хороводами, сжиганием чучела зимы и, конечно, блинами. Этот праздник мы шумно празднуем на улице, во дворе детского сада.
Великолепно проходят и осенние праздники:
Капустник-это осенний праздник. При подготовке к этому празднику с детьми разучили частушки, пословицы, поговорки, народные игры. Рассказала детям о традициях и обычаях проведения этого праздника.
Покров Пресвятой Богородицы- этот праздник наверное особенно запомнился всем, и детям, и родителям. Все были одеты в народные костюмы, пели народные песни, а в завершении я провела мастер- класс по изготовлению куклы-оберега «Лапушки»
После народных хороводов игр и забав, традиционное чаепитие
Конечно, стоит отметить, что во всех этих праздниках родители принимают деятельное участие.
5. Задачи патриотического воспитания реализуются так же через знакомство детей с русскими народными играми, организацию специально разработанных подвижных игр
На каждом физкультурном занятии проводятся народные игры, а занятия на свежем воздухе полностью спланированы на основе народных подвижных игр.
Такой досуг, когда взрослые демонстрируют свои умения бегать, прыгать, соревноваться, воспитывают в детях чувство гордости за свою семью, своих родных. Создаётся положительный эмоциональный подъём и радость от взаимодействия друг с другом, что является неотъемлемым фактором формирования патриотических чувств.
Во все времена года проводятся целевые прогулки – походы. Такие походы являются формой непосредственного, более глубокого познания окружающего природного и социального мира. Закрепление и развитие двигательных умений и навыков обеспечивается в сочетании активного отдыха и изучения родного края.
Для достижения положительных результатов в формировании самостоятельности, уверенности в своих силах, воспитанию чувства ответственности при проведении утренней гимнастики я выбираю детей, которые исполняют роль командира.
В своей группе кроме вышеперечисленной работы по патриотическому воспитанию я знакомлю детей с Государственным гимном, флагом, гербом РФ, а так же своей малой родины, развиваю уважение к государственной символике. Всегда в беседах, разговорах подчеркиваю красоту природы нашего города, развиваю чувство гордости за свою Родину.
Результатами проведенной работы являются:
1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Новизна
- Система работы по патриотическому воспитанию позволила повысить мою профессиональную компетентность.
- Внедрение метода «музейной педагогики» позволило пополнить предметно-развивающую среду материалом путём создания мини-музеев «Русская горница», «Народные промыслы», «Игрушка – матрешка».
- Внедрение метода проектной деятельности :«Русская изба», «Твои корни, малыш», «Матрешка – красавица», «Ай да потешка!» - дало возможность активизировать деятельность родителей, сблизить в сотворчестве детей и родителей, расширить представления по данной тематике.
- Разработана серия игр по данной теме.
Перспектива
Систематизировать накопленный мной материал по патриотическому воспитанию дошкольников.
Совершенствовать предметно – развивающую среду.
Обобщить работу на районных методических объединениях.
Разработать пособие по патриотическому воспитанию.
Организовать кружок: «Назад к истокам».