Инна Капланова
Развитие памяти у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного развития ребенка необходимо развивать все познавательные процессы, в том числе и память. Чтобы процесс развития памяти прошел успешно важно знать психологические возрастные особенности развития памяти :
у детей 2-3 лет : непроизвольная (эмоционально окрашенная информация, преобладает узнавание, а не запоминание, кратковременная;
Публикация «Развитие памяти у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
у детей 3-4 лет : непроизвольная (эмоционально окрашенная информация, преобладает узнавание, а не запоминание, кратковременная. Объем памяти – 3-4 предмета из 5;
у детей 4-5 лет : кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти – 4-5 предметов из 5, 2-3 действия;
у детей 5-6 лет : развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти – 5-7 предметов из 10, 3-4 действия;
у детей 6-7 лет : сформированность произвольной зрительной и слуховой памяти. Объем памяти – 8-10 предметов из 10, 4-5 действий.
Игры на развитие памяти.
«Ассоциации».
Вам понадобятся карточки с изображениями животных и предметов (машинка, платье, слон, дерево, звезды). Разложите их перед ребенком и скажите, что сейчас вы произнесете несколько слов, а его задача подобрать к каждому подходящее изображение, которое поможет вспомнить нужное слово. Слова будут примерно такими: гараж, мода, зоопарк, природа, ночь. Затем останется только проверить, насколько ребенок справился с заданием и сколько слов запомнил.
«10 слов».
Зачитываете ребенку 10 слов и просите назвать запомнившиеся. Хорошими результатами можно считать: 5-6 слов (если ребенку 5-6 лет) для кратковременной памяти и 7-8 – для долговременной. Напоминаем, что для проверки последней, нужно еще раз назвать ребенку слова, которые он не смог повторить и проверить, что он запомнил, через час.
«Стоп».
Взрослый говорит ребенку: «Я прочитаю одно предложение. Тебе нужно его запомнить». После этого вы читаете одно предложение из середины выбранного отрывка. Переспросите ребенка, запомнил ли он услышанное предложение. Если не запомнил, то попросите его сконцентрироваться и прочитайте еще раз. Затем вы объясняете, что будете читать текст, в котором есть это предложение. Как только вы прочитаете озвученное предложение, ребенок должен прервать вас командой «Стоп!».
Упражнение «Нарисуй по описанию».
Следует заранее подготовить чистые листы белой бумаги и простые карандаши. Ребенок должен внимательно послушать описание какого-то предмета или героя, а затем попробовать его изобразить, нарисовав все озвученные детали.
Темой рассказа должен быть какой-то нестандартный объект: дворец с башенками, колоннами и окошечками, инопланетянин, карнавальный костюм, пейзаж и т. д.
«Посмотри и запомни».
Ребёнку показывают и называют три — пять картинок, после чего их закрывают; ребёнок показывает в том же порядке соответствующие игрушки или дубликаты картинок, по возможности называет их.
«Угадай, что на картинке».
Названные картинки переворачивают рисунком вниз, и ребёнок должен угадать, где лежит та или иная картинка.
«Повторялки».
Взрослый выкладывает произвольный узор или фигуру из 6 счетных палочек, затем в течение 4-5 секунд показывает её ребёнку. Ребёнок из своих спичек должен повторить то же по памяти. Если у малыша хорошо получается, количество счетных палочек можно постепенно увеличить до 12-15 штук. Для этой игры кроме счетных палочек можно взять пуговицы, карандаши и т. д.
«Слушай мою команду».
Тренировку слуховой памяти можно провести в формате весёлой подвижной игры. Взрослый произносит вслух (но не показывает) последовательность команд, которые ребенку надо в точности повторить.
Например:
Положить ручки на пояс.
2 прыжка на месте;
3 хлопка;
присесть;
топнуть 2 раза левой ножкой (разумеется, если ребёнок ещё не владеет пространственными понятиями, команду следует упростить).
Игру можно немного модернизировать.