Валентина Маркович
Развитие памяти, творческого воображения в процессе обучения рассказыванию с помощью схем и символов
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач логопедических дошкольных учреждений является обучение детей связной речи, то есть умению четко и последовательно излагать свои мысли, имея при этом достаточный словарный запас.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания, памяти, несовершенством логического мышления.
Публикация «Развитие памяти, творческого воображения в процессе обучения рассказыванию с помощью схем и символов» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Одним из факторов, помогающих составлению процесса связной речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Вторым вспомогательным фактором является составление плана высказывания.
У детей с недоразвитием речи особые затруднения возникают при составлении рассказов описательного характера.
Основными из них являются:
- самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;
- установить последовательность изложения выявленных признаков;
- удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.
Чтобы помочь детям в решении этих непростых задач, я решила предлагать им схемы, где последовательно изображены все основные этапы описания предметов, событий, объектов.
Так как необходимым условием в обучении рассказыванию является развитие памяти, то этой стороне деятельности я уделяю особое значение.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид памяти – фотографический.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.
В начале своей работы по развитию памяти я использовала элементы мнемотехники. Этот вид деятельности интересен для детей, не утомителен и дает хорошие результаты. В ходе занятий мнемотехникой дети учились устанавливать логические связи, увеличивался объем памяти, но возникали трудности в последовательном изложении событий, составлении описательных рассказов. Тогда возникла идея «записывать» ход событий с помощью знаков-символов.
В ходе работы по обучению рассказыванию с помощью знаков-символов преследуются цели:
1. Развитие слуховой памяти и зрительной памяти на основе образного мышления.
2. Развитие речи:
- расширение словарного запаса;
- развитие навыков составления плана рассказа;
- развитие умения выделять основные признаки объекта, находить другие объекты с аналогичными признаками;
- развитие умения рассказывать и рассуждать вслух.
3. Развитие воображения:
- научить оперировать различными заменителями предметов;
- развивать творческое воображение.
В основе программы лежит метод обучения рассказыванию с помощью знаком и символов.
Методы:
- зарисовка слов;
- метод ассоциативных цепочек;
- метод опор на изображения-символы.
Приемы:
- аналогия;
- схематизация (изображение или описание чего-либо в основных чертах);
- смысловые соотношения (соотношение запоминаемой информации по смыслу с какой-либо другой, уже знакомой, информацией);
- составление плана, то есть выделение и фиксация опорных пунктов (например, ключевых моментов сюжета).
Формы работы:
1. Работа с открытками:
а) открытка – слово;
б) составление сюжета:
- при воспроизведении дети вспоминают слово по содержанию открытки;
- игры со словами (аналогично играм с открытками);
- игры с предметами (аналогично играм с открытками).
2. Работа с мнемотаблицами позволяет решать следующие задачи:
- развитие памяти;
- умение анализировать и вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
- развитие логики;
- развитие образного мышления;
- развитие умения связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.
3. Схемы и символы (коллажи, пиктограммы) помогают решать следующие задачи:
- развитие памяти;
- расширение словарного запаса;
- развитие образного восприятия, умения рассказывать;
- развитие фотографической памяти.
Этапы работы:
1. Диагностика (тестирование слуховой, зрительной, смысловой памяти).
2. Знакомство с методами запоминания информации.
3. Самостоятельное использование методов запоминания информации.
Занятия представляют собой систему игр и упражнений, в процессе которых решаются поставленные задачи.