Ирина Чалкова
Развитие памяти детей дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей дошкольного возраста игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие их всестороннего развития, в том числе развития памяти. Существует множество концепций игры, разработанных психологами и педагогами, стоящими на различных теоретических позициях и по-разному трактующими игру.
Публикация «Развитие памяти детей дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
Определяя игру, В. Штерн пишет: «Свободная, являющаяся самоцелью деятельность - так нужно определить ее, если мы желаем охарактеризовать существующее при игре состояние сознания. Деятельность эта является самоцелью, т. е. вполне довольствуется самой собою, не направлена на какие-либо цели, лежащие вне ее - в противоположность "работе", которая всегда есть только средство для достижения какой-нибудь другой цели. Цель игры в сознании играющего достигнута и исчерпана, когда игра окончена! Но это, верно, если игра рассматривается со стороны сознания. Если же рассматривать игру как "жизненную функцию независимо от своего представления в сознании", то оказывается, что игра имеет цели, выходящие за пределы игры, самообразование развивающихся задатков, бессознательное предварительное упражнение будущих серьезных функций»
По утверждению К. Коффки, игра является очень важным проявлением мира ребенка, своеобразного по сравнению со взрослым миром и непонятного с точки зрения взрослого мира. Игровые действия принадлежат определенной структуре поведения, которая существует рядом с другими структурами. Структурам поведения соответствуют структуры сознания ребенка, которые существуют независимо друг от друга и связаны лишь динамически
Коффка К. анализирует игру как проявление особого качественно своеобразного мира ребенка, а не с точки зрения усвоения норм взрослого мира, подготовки к взрослой жизни и т. п. - делает, следовательно, предметом рассмотрения мира играющего ребенка, как самостоятельное явление.
Подобный взгляд развивает и Ж. Пиаже. Основа работ Пиаже заключается в том, что внутренний мир ребенка построен по своим особым законам, отличным от законов внутреннего мира взрослых. В своей работе "Речь и мышление ребенка" он показывает, что ум ребенка, так сказать, ткёт одновременно на двух разных станках, расположенных как бы один за другим. Работа, проводимая в нижней полости, в первые годы жизни гораздо важнее. Это - дело самого ребенка, который привлекает к себе и кристаллизирует вокруг своих потребностей все, что способно их удовлетворить. Это - желания, капризы, игры. Верхняя полость, наоборот, воздвигается понемногу социальной сферой, давление которой все более и более чувствуется ребенком. Это - речь, логическая, одним словом реальность
А. С. Макаренко в своих трудах писал, что «у ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь»
Детские игры очень разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формами организации, игровому материалу. В педагогике и психологии делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.
В последние годы появилась новая классификация детских игр, разработанная С. Л. Новоселовой В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры.
Выделяют три класса игр:
1. игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, самостоятельные игры: игра-экспериментирование;
2. самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;
3. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
- игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;
- досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;
4. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей : традиционные или народные.
С. А. Миронова считает, что игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей
Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. Принято называть игру "спутником жизни". У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение и другие психические процессы. Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью.
Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В играх удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся более точными и координированными.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития первоначальных трудовых навыков.
Одним из современных и признанных средств развития памяти у детей дошкольного возраста являются дидактические игры, которые обладают образовательной, развивающей и воспитательной функциями
Игра, являясь основой педагогической теории Ф. Фребеля определяет её развивающий характер и способна решать задачи обучения ребенка, в том числе развития памяти.
В. Н. Аванесова [1] определяет дидактическую игру как разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
По мнению А. К. Бондаренко [9] дидактическая игра представляет собой многоплановое педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего воспитания личности ребенка.
А. Н. Леонтьев [23] отмечал, что дидактические игры представляют собой переходную форму к неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры действительно способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу будущего обучения для ребенка.
В отечественной дошкольной педагогике проблемы сущности, генезиса и руководства дидактическими играми нашли отражение в исследованиях Н. А. Коротковой [28], Н. Я. Михайленко [28], Н. Б. Мчелидзе [29] и др.
Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Различают следующие виды дидактических игр [28] : игры с предметами (игрушками, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами – основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть.
Настольно - печатные игры – это увлекательное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать компоненты мелкой моторики.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Важным условием результативного использования дидактических игр для развития памяти у детей дошкольного возраста является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий [38].
Для эффективности работы по развитию памяти с использование дидактических игр необходимо соблюдать ряд специальных принципов.
1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия сопровождаются проговариванием.
2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизм освоения навыков у детей дошкольного возраста неодинаков в силу их возрастных особенностей. Поэтому необходимо отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном для него режиме.
3. Принцип обратной связи. По ходу проведения дидактической игры обязателен комментарий, помогающий, подсказывающий и оценивающий действия ребенка.
В работе по развитию памяти с использованием дидактических игр следует также придерживаться следующих условий:
• дидактические игры подбираются с учетом их постепенно возрастающей сложностью;
• учитываются индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
• дидактические игры необходимо проводить регулярно, систематически;
• соблюдение временного регламента, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
• деятельность ребенка должна была успешной, тогда подкрепляется его интерес к дидактическим играм.
Для ребенка дошкольного возраста дидактическая игра приобретает особое значение. В дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт.
Для развития памяти детей старшего дошкольного возраста значимы дидактические игры. Они могут использоваться на специально организованных групповых и индивидуальных занятиях.
Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки.
Благоприятным условием развития памяти является разнообразие дидактического материала.
Дидактический материал, по своему характеру, практически всегда абстрактен и не имеет постоянного содержания, в то время как дидактическая игрушка сюжетна, образна, передает либо образ человека (матрешка, либо предмет (грибок). Благодаря этому, действия с игрушками приобретают для ребенка определенное игровое содержание. По мнению А. К. Бондаренко, дидактическую игру можно условно разделить на несколько стадий. Для каждой стадии характерны определенные проявления детской активности [9].
Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль.
Таким образом, особая роль дидактической игры в развитии памяти детей дошкольного возраста определяется тем, что дидактическая игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
В. Н. Аванесова утверждает, что в одних случаях дидактические игры выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности [1].
Большое влияние на развитие памяти детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, – так называемые игры-драматизации.
Игры-драматизации значительно отличаются от дидактических игр. Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться. Развитие памяти в игре-драматизации может стать лишь в том случае, если содержание будет не только понято ребенком, но и эмоционально воспринято.
Для ребенка дошкольного возраста необходимо адаптировать произведения, которые используются для игр-драматизаций, в то же время следует подготовить самих детей к изображению персонажей, к правильному воспроизведению их действий по памяти. Таким образом, проведению игр-драматизаций должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр.
Развитие памяти тесно связано с умственным воспитанием ребенка, с развитием его восприятия, мышления и деятельности. Передавая детям знания о знакомых им предметах, свойствах, действиях, явлениях, педагог заставляет их по-новому взглянуть на привычную действительность. Таким образом, познавательная функция непосредственно связана с развитием памяти. Поэтому многие игры по сенсорному воспитанию и по развитию мышления направлены также и на развитие памяти.
Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию воспитателем. Чем младше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.
Важным условием развития памяти детей является руководство игровой деятельностью педагогом.
Выделяют четыре уровнясоциальных отношений, характерных для детей при осуществлении игровой деятельности :
Первый уровень социальных отношений - ориентация на собственные потребности и желания при слабом представлении (или вовсе отсутствии представления) о необходимости учитывать интересы товарища по игре.
Второй уровень социальных отношений - усвоение правил поведения, но нежелание считаться с необходимостью их выполнения.
Третий уровень социальных отношений - формальное, пассивное усвоение правил поведения в игре.
Четвёртый уровень социальных отношений - социальные нормы и правила поведения становятся определяющими и регулирующими позицию ребёнка в игре и его отношения со сверстниками и взрослыми [27].
Каждая из задач, от самой простой, такой, как умение играть рядом, до такой сложной, как взаимопомощь, может быть решена только в коллективе детей. При этом должны быть учтены интересы возрастного характера. Обязательно надо учитывать, на каком уровне может протекать игра в детском коллективе и у отдельных детей, считаться с динамикой детских интересов, с ходом общего развития, неизменно сказывающегося в играх ребенка.
Таким образом, игровая деятельность является средством развитияпамяти детей дошкольного возраста.