Пыреева Ольга
Развитие орфографической зоркости у обучающихся младшего школьного возраста с ТНР на уроках русского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи и мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его изучению как одному из основных предметов школьной программы – цель школьного образования в условиях реализации ФОП и преодоления ОНР.
В своей педагогической деятельности я столкнулась с тем, что грамотность наших обучающихся находится на низком уровне: дети мало читают книг, они проводят много времени перед экранами телевизоров, компьютеров, телефонов, школьной программой настолько перегружены, что устают и некачественно выполняют домашнее задание. Значительно возросла проблема психического здоровья детей. Отмечается рост нервно-психических и соматических заболеваний, что не может не влиять на успеваемость и развитие учеников. С этими причинами трудно не согласиться, но вряд ли только они приводят к низкой грамотности.
Публикация «Развитие орфографической зоркости у обучающихся младшего школьного возраста с ТНР на уроках русского языка» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т. е. неумение «видеть» орфограммы, что обусловлено общим недоразвитием речи, неоднородным развитием высших психических функций у младших школьников с ТНР.
Формирование прочных орфографических навыков у обучающихся с ТНР затруднено, по пути к грамотности множество трудностей, связанных с ОНР, проявляющихся в дисграфиях разного генеза. Коррекционно-развивающее обучение - одно из важнейших факторов изучения русского языка младшими школьниками, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном отношении.
От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Таким образом, в процессе организации учебной деятельности особо острыми являются следующие вопросы:
-формирование грамотного письма;
-развитие орфографической зоркости;
-умение находить и видеть свои и чужие ошибки.
Как добиться грамотного письма у обучающихся?
Многие проблемы формирования грамотного письма связаны именно с методикой обучения, с ее соответствием функциональным особенностям и возрастным возможностям детей, с условиями организации учебного процесса и требованиями, которые предъявляются ребенку с ТНР.
Орфографическая зоркость – это способность (умение) обнаруживать в тексте орфограммы и применять их при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость - это умение оценивать каждый звук в слове, т. е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой.
Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки. Известно, что способность замечать «опасные места при письме» на интуитивном уровне складывается у небольшого числа детей.
Какие условия необходимо соблюдать, чтобы добиться успеха на пути становления у младших школьников орфографической зоркости?
В начальных классах существует 3 линии овладения правописанием:
обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы;
обучение правописанию на основе запоминания;
обучение правописанию на основе проверки орфограммы с применением правил.
Орфография своим содержанием мало привлекательна для детей, усваивается она нелегко. У детей создается иллюзия, будто оценка по русскому языку ставится за орфографическую грамотность, другие стороны, как знание грамматики, богатство словаря, речь - во внимание не принимается. Из-за ошибок ученик теряет веру в себя.
Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:
• углубление познавательных интересов;
• четкий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов и работ;
• использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
• повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
• положительную самооценку: обучающиеся должны постоянно убеждаться в своем успехе; введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
• организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех (пусть даже небольшой).
В процессе приобретения орфографического навыка можно добиться сразу нескольких целей:
1) реализуется одно из важнейших направлений работы - применение полученных знаний на практике в письме и речи, сопровождаемым сознательным усвоением грамматического материала;
2) повышается самостоятельность, активность мышления обучающихся : формируется умение сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать факты; грамматический разбор становится существенным компонентом занятий русским языком и используется для закрепления и углубления знаний, для проверки умений и навыков обучающихся;
3) осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости :
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. Зрительный нерв в 20 раз толще слухового, поэтому обучающимся с ТНР необходимо видеть перед собой и обозначать разными способами «опасные» места в слове (цветной маркер, другой шрифт, разные по высоте буквы).
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Для младших школьников с ТНР в этом случае необходима предварительная словарная работа.
3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать. Обучающимся с ФФНР такой метод можно сказать не под силу, также, как и в некоторых случаях мышечных неврологических нарушений, в том числе и логоневрозах. Дети пишут так, как ощущают «мышечно», во время проговаривания происходят спазмы, здесь зачастую встречаются замены [р ] на [л], и наоборот, глухие на звонкие, безударные на ударные звуки.
4. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Моторная память может закрепить орфографический навык при методически повторяющихся упражнениях.
Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. Обучающимся с ТНР этот фактор наиболее приемлем, особенно при недостатке орфографических навыков.
Учитель обязательно должен знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке стараюсь проводить самостоятельную работу, с помощью разнообразных коррекционно-развивающих упражнений и заданий.
Для решения орфографической задачи ученику необходимо пройти несколько этапов:
увидеть орфограмму в слове;
определить ее тип: проверяемая или нет, если да, то к какой орфографической теме относится; вспомнить правило.
определить способ решения задачи;
определить «шаги», ступени решения задачи и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
решить задачу, следуя составленному алгоритму;
написать слово в соответствии с решением задачи.
Рассмотрим наиболее эффективные методы и приемы работы используемые мной для повышения орфографической грамотности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Методика обучения правописанию предусматривает применение метода языкового анализа и синтеза; метода запоминания, заучивания, или имитативного метода решения грамматических и орфографических задач.
Выбор метода и приема зависит:
• от особенности орфографического материала, от типа орфограммы;
• от психолого-физиологических факторов усвоения материала;
• от возрастных особенностей и возможностей детей и языковой основы, уже изученного материала.
Метод языкового анализа и синтеза предполагает постоянное повышение самостоятельности и познавательной активности обучающихся.
Рассмотрим виды языкового анализа (его приемы).
1. Звукобуквенный анализ слов и словосочетаний применяется в основном, к словам, написание которых существенно расходится с произношением; используется преимущественно на тех этапах обучения, когда обучающиеся еще не имеют достаточной грамматической основы для проверки орфограмм; слоговой анализ необходим при переносе слов со строки на строку.
2. Словообразовательный и морфемный анализ слов применяется при усвоении правописания корней, приставок, суффиксов, стыков морфем – всех орфограмм в морфемах, а также для отделения окончания и установления места орфограммы – в окончании, в корне и т. п. ; при переносе слов.
3. Морфологический анализ – определение части речи и ее формы, типа склонения или падежных и личных окончаний, при различении приставок и предлогов и их слитном и раздельном написании, при различении – тся и - ться, а также при переносе слов.
4. Синтаксический анализ – выяснение связей между словами в словосочетаниях и предложениях, определение границ и структуры предложений – применяется при усвоении правописания падежных и личных окончаний, при различении предлогов и приставок, при написании заглавной буквы и начале предложения; синтаксический анализ необходим также для понимания значения слов их сочетаний и определения морфологических признаков.
5. Синтаксический анализ – выяснение значения слов (прямых и переносных значений, многозначности, оттенков значений, их сочетаний, предложений и текста – необходим в любом случае, но особенно при подборе родственных проверочных слов, при определении грамматических связей в словосочетании и предложении, при употреблении заглавной буквы в именах собственных и пр.
Перечислим виды языкового синтеза (его приемы).
1. Синтез на уровне звуков и букв, т. е. составление слова из букв, звукослияния в слоге и в слове, объединение слогов, применяется для закрепления правописания слов, написание которых расходится с произношением, для непроверяемых слов.
2. Синтез слов, т. е. словообразовательные упражнения – образование новых слов, используется при подборе проверочных слов.
3. Синтез морфологических форм, т. е. образование падежных форм, форм числа с учетом склонения и спряжения, запись полученных слов, необходим при усвоении правописания падежных и личных окончаний.
4. Синтез синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений) и текста, запись полученных форм применяется одновременно с синтезом содержания выражаемой мысли. Особенно важно для закрепления и практического применения вместо комплекса умений в области письма.
Анализ обычно идет впереди, до синтеза, но есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетены: это диктанты и комментированное письмо.
Метод запоминания (имитативный метод) предполагает по преимуществу репродуктивную деятельность обучающихся. Он применяется, в основном, для усвоения слов, не проверяемых правилами (традиционные написания, а также тех слов, которые в начальных классах еще не могут быть проверены.
Виды упражнений, применяемые в рамках имитативного метода:
• зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты иными заданиями;
• использование плакатов и других средств наглядности со списками трудных слов; выделение трудных слов на страницах учебников;
• использование словарей;
• буквенное проговаривание слов – в сопоставлении с орфоэпическим произношением, запоминание буквенного состава слов;
• письмо с опорой на зрительную и рукодвигательную память.
Запоминание, заучивание вполне уместно при усвоении правописания и проверяемых слов, например, с безударными гласными в корне слова, в приставке или суффиксе, но оно неприменимо к правописанию окончаний, слитному или раздельному написанию приставок и предлогов, к употреблению заглавной буквы в именах собственных.
Метод решения грамматико-орфографических задач совпадает с проблемно-поисковым методом. Этот метод тесно связан с методом языкового анализа и синтеза, обеспечивает развивающее обучение и создает возможности для повышения уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Кроме того, школьники должны овладеть определенным уровнем аналитико-синтетических умений в области фонетики, графики, грамматики, а также орфографической зоркостью. Большое значение при решении задач имеет быстрота выполнения умственных операций.
Орфографические упражнения способствуют выработке орфографического навыка, если их выполнение носит систематический характер, а количество необходимо и достаточно. Упражнения направлены: на формирование умения видеть орфограмму; овладение операциями, обеспечивающими применение правила; установление связи между частными операциями, т. е. включение их в единую систему действий; уточнение учащимися сущности и формулировки правила.
Традиционно в методике выделяются следующие группы орфографических упражнений :
• грамматико-орфографический разбор;
• списывание; диктанты;
• лексико-орфографические упражнения;
• изложения.
Для того чтобы выявить наиболее эффективные методы и приемы, используемые в своей работе, и влияющие на развитие орфографической грамотности, необходимо отметить индивидуальные особенности детей с тяжелыми нарушениями речи:
1) недостаточный уровень внимания и памяти;
2) нарушение в звукопроизношении, связной речи;
3) недостаточность словарного запаса;
4) низкий уровень познавательной деятельности;
5) недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие;
6) низкий уровень сформированности навыка чтения;
7) трудности при образовании связей и обобщений фонетико-орфографического и грамматико-орфографического характера (умение распознавать орфограмму, подобрать проверочное слово, обосновать способ проверки).
В обучении мы используем следующие приемы:
1. Письмо с проговариванием. Ученик диктует слово по слогам. Способствует развитию зрительной, слуховой, речедвигательной памяти. Этот прием закрепляет правильное написание слов. Может быть как индивидуальным, так и хоровым.
2. Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают по слогам слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Сначала комментируют сильные ученики, а потом постепенно включаются и остальные. Способствует наиболее прочному усвоению материала.
3. Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то повторил не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.
4. Коррекционно-развивающие упражнения и задания. Этот прием способствует совершенствованию фонематических процессов, слухового и зрительного внимания и памяти, формированию орфографической зоркости, языкового чутья, расширению и активизации словарного запаса, развитию мышления.
5. Письмо с простукиванием. Диктуя текст, постукиваю карандашом по столу, тем самым, давая знать, где «опасное место» и ученикам необходимо задуматься над правописанием слова.
6. Работа над ошибками. Также одним из примеров повышения грамотности считаю развитие зоркости при работе над ошибками. Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. При проверке работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку, а у более слабых обучающихся неверно написанную букву зачеркиваю или подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. А также приучаю детей самостоятельно находить, исправлять и объяснить свои ошибки. Для этого использую памятку «Работа над ошибками», которая выдается каждому ученику.
7. Списывание. Этот вид списывания предполагает развитие самоконтроля, самостоятельности у детей, а также зрительной, слуховой памяти, внимания, сравнения.
8. Словарная работа.
9. Диктанты.
10. Дидактический развивающий материал (карточки по уровням). Использую на коррекционных занятиях. Позволяют самостоятельно проверить результат работы, закрепить знания по данной теме.
Целенаправленная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.
Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс трудоемкий, отнимающий много времени, но такая работа окупается в более высокой грамотности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Список литературы:
1. Бочкарёва Т. Д. Предупреждение ошибок // Начальная школа – 2001. -№ 3. – с. 2.
2. Дарина Т. Ю. Использование элементов программирования при изучении безударных гласных в корне // Начальная школа – 1997. - №12 – с 66.
3. Костромина Н. И., Костромина М. Э. Развитие орфографической зоркости и бокового зрения через зрительные диктанты. // Начальная школа - 2001. -№3. – с. 58.
4. Морозова С. Л. Её величество – орфография. Игровое пособие по правописанию для начальных классов. М. : Финансы и статистика, 1997.
5. Савельева Н. А., Зинченко И. В. работа над формированием навыков грамотного письма. // Начальная школа – 1997. - №4. с. 26.
6. Фролова Л. А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. // Начальная школа – 2001. - №5. с. 41.
развития у младших школьников. // Начальная школа – 2001. - №5. с. 41.