Ирина Сорокина
Развитие одарённости у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
даренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Любое общество нуждается в одарённых и неординарных людях, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности каждого ребенка. Именно в дошкольном возрасте должны закладываться первые основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытий, стремление узнавать много нового рождается в детстве. Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В дошкольном периоде закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие способности — это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии. Дети начинают проявлять одаренность в дошкольном возрасте в различных видах искусств (художественной, театральной, хореографии, музыкальной). Говоря о музыкальной одарённости, хочется подчеркнуть, как трудно выявить у детей эту одарённость, так как не все компоненты одинаково развиты (звуковысотный и ритмический слух, образное восприятие музыки).
Публикация «Развитие одарённости у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Практика работы музыкальным руководителем показывает, что дети имеющие задатки музыкальной одаренности, нуждаются в ее развитии на ранней ступени. Еще Б. М. Теплов говорил, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения»
Дети стараются реализовать свой творческий потенциал: с большим желанием и интересом участвуют в подготовке концертов и к различным мероприятиям проявляют инициативу участия в сольных номерах
Занятие в кружке дети воспринимают воодушевленно, радостно.
Поэтому музыкальному руководителю предоставляется широкое поле деятельности. При работе с одаренными детьми я стараюсь выполнять задачи которые поставила перед собой:
- изучить феномен детской музыкальной одаренности ;
- разработать методы выявления детской одаренности в воспитательно -
образовательном процессе;
- организовать индивидуальную и кружковую работу с одаренными детьми ;
- выявить музыкально- одаренных детей в дошкольном учреждении;
- привлечь к совместной работе по развитию одаренности детей родителей этих малышей и педагогов, проводить среди них просветительскую работу.
В 2014 -2015 учебном году мною была разработана и внедрена в реализацию программа вокального кружка «Хрустальные колокольчики».
Дети с удовольствием занимаются, разучивают интересные песни, постигают азы нотной грамоты, знакомятся с композиторами, жанрами песен.
К концу учебного года ансамбль «Хрустальные колокольчики» выступил на Всероссийской педагогической конференции и получил Диплом участника
Так же дети кружка выступают на концертах в дошкольном учреждении, посвященных праздникам : 8 Марта, День матери, выпуск в школу и так далее. После выпуска детей-кружковцев в школу, я продолжаю отслеживать их дальнейшее музыкальное развитие : общаюсь с родителями детей и педагогами образовательного учреждения, в котором обучаются выпускники. Так Банникова Валерия продолжает петь и солировать в школьном хоре,сестры Рыбкины Екатерина и Елизавета - обучаются в музыкальной школе.
После выпуска детей- кружковцев в школу, в новом учебном году я набрала детей 4-5 лет. Дети пятого года жизни тяготеют к более сложной музыкальной деятельности. Происходит становление музыкальной восприимчивости. На пятом году жизни дети готовы к более сложному звукоразличению, умению выразить и объяснить эмоциональный характер музыкального произведения, передать этот образ в разных видах художественной деятельности. И что не мало важно, укрепляются исполнительские (слуховые, голосовые, двигательные) навыки и умения.
Работа с одаренными детьми подразумевает большую взаимосвязь с воспитателями, которые принимают активное участие в жизни кружка.
На данный момент моим помощником является педагог высшей квалификационной категории Большакова Вера Владимировна, из группы которой был выявлен основной состав кружка одаренных детей.
Анализируя психолого – педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день.
Вера Владимировна ведет просветительскую работу среди родителей, осуществляет пошив костюмов и сопровождение к месту проведения мероприятия.
Большое внимание Вера Владимировна уделяет патриотическому воспитанию подрастающего поколения и давней традицией ее группы является выпуски вместе с детьми праздничных газет (ко Дню матери, к Дню победы, 23 февраля, ко Дню пожилого человека и так далее, которые украшают стенды для поздравлений в социальных учреждениях -(Пенсионный фонд РФ, Фонд социальной защиты населения). С момента организации вокального кружка по развитию одаренных детей, к этой традиции добавилась подготовка концертов с участием детей из ансамбля «Хрустальные колокольчики»
Совместная деятельность принесла свои результаты - наши дети в 2017 году участвовали в фестивале «Салют талантов», который проводился на базе нашего детского сада и были выбраны для участия в окружном конкурсе» Звездочки Иркутска»
Данную работу по развитию музыкальной одаренности ребенка мы планируем продолжать и надеемся, что на музыкальном небосводе загорятся новые звезды.