Tатьяна Костикова
Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1.1 Роль цветовосприятия в развитии и воспитании детей
Цвет окружает нас повсюду: в интерьере, одежде, еде, украшениях, природе. Он не только присутствует всюду, но он еще и оказывает на нас влияние. Цвет играет большую роль в жизни человека. С помощью выбираемого цвета, человек создаёт своё настроение Люди, которые долгое время находятся в среде обедненной цветом, испытывают сенсорный голод, происходит астенизация организма, дети отстают в интеллектуальном развитии.
Публикация «Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Как известно, цвет – это волна. Красный цвет обладает длиной волной. Этот цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет (в зависимости от оттенка – способ достижения). Он всегда в движении, всегда источник энергии. Красный цвет любит быть первым, но не всегда может им быть – это зависит от разрушительных качеств. Девиз этого цвета – “пусть выживет сильнейший”.
Влияние цвета на организм человека отмечали издревле. Так Авиценна, предлагал носить одежду красного цвета при хандре, простудных заболеваниях. В народной медицине красный цвет используют для лечения воспалений, кори. Применяют цветотерапию и в современной медицине. Красный обладает возбуждающим действием, он ускоряет процессы в организме. Но длительное возбуждение чревато перегрузкой, от того использовать красный цвет стоит кратковременно.
Мы воспринимаем цвет не только глазами, но и через кожу. «Как показывают специальные исследования 80% цвета и света «поглощаются» нервной системой и только 20%- зрением. Учеными в Вене был проведен эксперимент. Исследуемых, с закрытыми глазами, вводили поочередно в комнаты, где стены были окрашены в разные цвета. Предварительно измерив у них пульс и артериальное давление. Так вот, в комнате с красными стенами пульс учащался и давление повышалось. В желтой комнате показатели нормализовались т. к. желтый цвет распространяется во все стороны, олицетворяет ум, влияние доминанта. Он самый гибкий, везде проникает, помогает преодолеть трудности, способствует концентрации внимания. В комнате с синим цветом - пульс замедлялся, давление снижалось, потому что усинего цвета “нет дна”, он никогда не кончается, он затягивает в себя, опьяняет. При этом сила цвета недооценивается. Он создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью; зовет к нахождению смысла, истины. Но! не дает ответа в понимании смысла жизни; вгоняет в меланхолию, слабость, вызывает не чувственные, а духовные впечатления. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.
Люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают.
Эти знания следует учитывать при обустройстве вашего интерьера, вряд ли вам удастся легко уснуть в комнате с красными стенами. То, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека, нашло свое отражение и в речи. Так всем известны выражения «тоска зеленая», «белая ворона», «синий чулок», «смотреть на мир сквозь розовые очки». Розовый цвет довольно интересен своей биографией. Так, черный мост, «славящийся» большим количеством совершенных с него самоубийств, было решено перекрасить в голубой цвет. Количество самоубийств с него значительно сократилось. После того, как мост покрасили в розовый цвет, самоубийства с моста прекратились вообще. В педиатрической клинике Франции ввели розовое белье для детей, в результате резко возросло количество выздоравливающих. Розовый – цвет романтики. В комнате, окрашенной в розовый цвет, создается ощущение защищенности. Легко используйте его в спальной комнате - хороший отдых будет вам обеспечен.
В сервировке стола применяются яркие акценты, например, красные салфетки или оранжевые цветы. Это улучшит настроение, располагает к общению.
Если малыш представитель меланхоликов, то не надо одевать его во все синее, а лучше надеть что-нибудь красненькое.
Прекрасное влияние на развитие и здоровье малыша оказывает желтый цвет. Он заряжен энергией солнца, поэтому очень комфортен для восприятия. Человек, находящийся в гармонии со всеми цветами, прекрасно себя чувствует.
Как определить, какой цвет именно вам нужен? Довольно просто: повесьте на окно полоски разного цвета и посмотрите через каждую несколько минут. Выберете самый приятный для вас цвет. Дайте своему ребенку взглянуть и выбрать свой цвет.
Значение цветовосприятия в жизни дошкольников очень велико,т. к. оно создает фундамент для развития мышления,способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребенка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться в согласованной работе с мышлением, воображением речью.
Цвет выполняет большую роль основного выразительного языка живописи, с овладения которым начинается приобщение ребенка к изобразительному искусству. Именно через овладение языком цвета, более доступным для ребенка чем язык формы, линии, объема, величины и т. д. дети открывает многообразие и смысловую наполненность живописных образов. Возможность восприятия и выражения в цвете позволяет ребенку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость. [5]
Приобретая опыт видения многоцветия мира, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется, обогащается палитра изобразительных средств, с помощью которых он сможет более тонко выразить свои чувства и отношение в процессе создания изображения. [5]
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что его не определишь тактильно, путём пробы и ошибок, так как цвет обязательно нужно видеть. А это означает, что в основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка на точное распознавание цвета и цветовых оттенков, присущих объектам. Недостаточное развитие такого психического процесса как восприятие, отклонения в работе зрительного анализатора, снижают возможности познания детьми окружающего мира, обедняют их чувственную, эмоциональную основу.
Лишь в некоторых случаях цвет выступает для детей как неотъемлемое свойство предметов, например, зелень хвои, окраска некоторых видов цветов. Широко распространено мнение, что дети любят яркие цвета и сами используют их как средство выразительности. Но эту особенность можно отнести лишь к отдельным детям. Дошкольники не стремятся к разнообразному цветовому решению изображения и выполнить всю работу одним цветом. Такое явление можно объяснить тем, что в условиях целенаправленного обучения внимание детей чаще обращается на форму предметов, без активного освоения которой изображение получается неузнаваемым, цвет же для них не выступает как обязательное свойство предмета. Поэтому необходимо развивать у детей восприятие цвета, чувство света.