Вероника Адаменко
Развитие одаренности у дошкольников средствами включения в работу мини-музея
▼ Скачать
Каждое дошкольное учреждение ищет возможность для развития познавательной активности, творческого потенциала вверенных ей воспитанников, раскрытия их выявленных способностей. Наш детский сад в данном направлении имеет такой опыт и помогает самореализоваться дошкольникам посредством использования музейной педагогики.
Публикация «Развитие одаренности у дошкольников средствами включения в работу мини-музея» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
На базе нашего учреждения на основе идей трудов сторонников музейной педагогики: Бориса Андреевича Столярова, профессора кафедры художественного образования и музейной педагогики, Марины Юрьевны Юхневич, ведущего научного сотрудника Российского института культурологии (г. Москва, Бутенко Натальи Валентиновны, доцента кафедры теории и методики дошкольного образования Челябинского государственного педагогического университета был создан мини- музей «Мой дом-мой город», который в последствии дал возможность, используя предметную среду и различные педагогические идеи и методики, помочь одаренным детям 5-7 лет постичь культурное значение и рукотворность вещей, стать незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, в развитии их социально-коммуникативных навыков.
Основным методическим приёмом в работе сегодняшнего детского музея является его интерактивность, когда он перестаёт быть просто хранилищем, а становится неким живым организмом в процессе познания, где каждый экспонат музея доступен ребёнку, его можно рассмотреть, потрогать, и даже создать.
Для полноценной реализации вышеуказанных задач мы используем художественные, социальные, деятельностные средства музейной педагогики.
Художественные средства – это фотографии, альбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, художественная литература о городе Абакане, его достопримечательностях, истории, природе Республики, людях, прославивших ее.
Социально-средовые средства – это обычаи, традиции, значимые события в жизни самого ребенка, представленные в виде коллекций, среда созданных в группах мини – музеев, детского музея учреждения (баннеры, демосистемы).
Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в данном случае представлена в виде собственной деятельности детей, заключающаяся в создании и размещении предметов, экспонатов, поделок как в музее группы, так детского сада; совместная экспериментальная деятельность и поисковая деятельность средствами проектной деятельности, в частности, упор делается на семейные проекты, и элементами краеведения, которые реализуются в рамках кружковой деятельности.
При подборе материала для детского музея педагоги обязательно учитывают образовательно-воспитательное значение выбранных материалов, сочетание с задачами основной образовательной программой учреждения, дозировку и последовательность ознакомления с музейными экспонатами в соответствии с задачами воспитания дошкольников на определенном возрастном этапе; а также создают условия для отражения полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, участие в конкурсном движении различных уровней, связанных с данной темой).
Включение воспитанников в работу детского музея происходит поэтапно:
В младших группах педагог знакомит всех детей с коллекционированием, так как в данном возрасте ребенок уже умеет и любит собирать предметы, а в последующем и коллекционировать, находить отличия по разным признакам и дополнять постоянно свои коллекции. Единственное условие на данном этапе – это использование индивидуальных, личных детских «сокровищниц», которые в основном собираются в домашних условиях, имеют самую разнообразную тематику, но каждая из вещей коллекции важна и значима для ребенка.
Детей среднего дошкольного возраста педагог начинает привлекать к созданию «социальных» коллекций, значимых для подгруппы детей, созданной по интересам. Темы для коллекций могут предложить сами дети или педагог. Данные виды коллекций позволяют ребёнку увеличить количество друзей, найти единомышленников по интересам, совместные же обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами, ведет к взаимообогащению как познавательной, так и социальной сферы детей. Таким образом, рождаются идеи создания в группе мини-музеев. Важным этапом в процессе комплектования мини- музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, показать свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей.
К концу среднего дошкольного возраста с детьми педагог проводит диагностику по выявлению одаренных детей, желающих дальше изучать «музейное дело», познакомиться с профессией «экскурсовод», умеющих интересно рассказывать и стремиться к новым знаниям. В данном случае педагог может использовать некоторые авторские методики и методы:
Методики изучения сформированности исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста на основе стандартизированной анкеты «Изучение познавательной потребности дошкольника» В. С. Юркевич (модификация и адаптация для детского сада Э. А. Барановой) и проблемной ситуации «Выбор деятельности» Л. Н. Прохоровой
Шкала креативности (Дж. Рензулли, Р. Хартман, включающая в себя список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению
Методика «Карта одарённости» (Савенков А. И., с помощью которой можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время.
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (А. А. Лосева)
Обязательное условие на данном этапе - оценивание ребенка необходимо проводить нескольким экспертам: педагогу, родителям, специалистам.
Для того, чтобы работа в детском музее проходила более успешно, интересно, педагог ведет не одного ребенка, а собирает в кружок группу детей, желающих освоить экскурсионное дело, познакомиться с основными правилами музея, правилами проведения экскурсий.
Чтобы смочь выработать у включенных в кружок воспитанников позицию не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; чтобы запоминание исторического и иного материала проходило не механически, а средствами эмоционально-нравственной оценки ребенка, педагог, перед тем как составить перспективный план работы кружка, изучает, определяет и отбирает эффективные технологии, методы обучения воспитанников. Из опыта работы наших педагогов, в первую очередь, это использование игровой технологии, технологии коллективных творческих дел, метода проблемного и индивидуального обучения. Раз в месяц используют метод проектов, который даёт возможность каждому ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Если говорить о структуре музейного занятия, то только часть его сохраняет преемственность с традиционной формой, принятой авторами технологии музейной педагогики для работы с детьми школьного возраста:
должно иметь конкретные (образовательную, воспитательную, развивающую) задачи
отбирать экспонаты для экскурсионного показа, наглядность нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
итогом занятия должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).
интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
занятия в форме соревнований, конкурсов, викторин;
занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, репортаж
занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви
Материал для работы с детьми в рамках кружка педагоги берут из курса «Путешествие в прекрасное» (авторы О. А. Куревина, Г. Е. Селезнева, включенным в примерную основную общеобразовательную программу «Детский сад – 2100» Программа направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, помогает понять особенности литературы, музыки, живописи, театра, музея и соединить эти знания в единый сплав искусства.
Вся совместная деятельность педагога и детей в кружке направлена на одну из главных целей – дать возможность ребенку попробовать свои силы в роли экскурсовода. Поэтому в рамках каждого музейного занятия педагог обучает ребенка правильно организовывать экскурсию на примере тех экспонатов, которые имеются в фонде детского музея. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии проводиться под руководством педагога. К данной работе обязательно подключаются родители воспитанников- участников кружка.
К проведению экскурсии в нашем учреждении воспитатели, занимающиеся музейной педагогикой, создали алгоритм подготовки ребенка-экскурсовода к экскурсии:
Алгоритм выступления ребенка-экскурсовода.
Название экспонируемой достопримечательности
Местонахождение экспонируемой достопримечательности
Краткая информация об авторе экспонируемой достопримечательности
Цель, идея создания экспонируемой достопримечательности
История возникновения экспонируемой достопримечательности
Описание экспонируемой достопримечательности
Требования к рассказу ребенка-экскурсовода.
знает и правильно называет экспонат
рассказывает о назначении экспоната
знает краткую историю возникновения экспоната
знает и называет автора, создавшего экспонат
умеет описывать экспонат, использует при этом определения и термины названий частей экспоната
при описании экспоната большую часть отводит его показу, при этом старается сначала использовать его предварительный обзор, затем делает акцент на его отдельных частях.
речь эмоциональна и выразительна