МААМ-картинки

Развитие общеречевых навыков у дошкольников

МАРИНА ГАЛКИНА
Развитие общеречевых навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

ГБДОУ д/с №6 компенсирующего вида

Московского района Санкт-Петербурга

Статья:

Развитие общих речевых навыков у де

тей

Содержание:

1. Развитие дыхания у дошкольников

2. Развитие темп а и ритма речи

3. Развитие интонационной выразительности речи

4. Формы работы в детском саду

5. Методы и приемы работы с дошкольниками по развитию обще речевых

навыков.

Публикация «Развитие общеречевых навыков у дошкольников» размещена в разделах

Материал подобран учителем-логопедом Галкиной М. Д.

Речевое дыхание – одна из основ голосообразования и речи. Речь представляет собой озвученный выдох. Задача воспитателя и логопеда помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется силе и длительности выдоха в процессе и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы. В каждой возрастной группе в том или ином объеме решаются все названные задачи.

При неречевом дыхании выдох по продолжительности равен вдоху, они следуют друг за другом, за один прием выдыхается весь воздух. Когда говорим, то вдыхаем во время пауз через рот и нос, выдыхаем постепенно отдельными толчками. Вдох короче выдоха. Лучший тип дыхания – диафрагмально-нежнереберный.

Прежде всего нужно развивать у детей бесшумный спокойный вдох. При выполнении дыхательных упражнений необходимо дать четкую инструкцию: поза свободная, спокойно вдохнуть, плечи не поднимать, ладонью контролировать работу диафрагмы. Перед следующим вдохом выдержать паузу в 2- 3 слова. Выдох по длительности соответствует возрасту ребенка: 2-3 года – 2-3 слова, 4-5 лет – 4-5 слов.

В начале работы над дыханием следует дифференцировать вдох и выдох через нос и рот. Для этого используют следующие упражнения:

Вдох ртом – выдох ртом. Вдох носом – выдох носом,

Вдох ртом – выдох носом. Вдох носом – выдох ртом.

Затем, для выработки длительного дыхания используют упражнения: подуй на ватку; подуй на бумажку; и др. игры на дыхание.

Ведущей формой работы с детьми является совместная деятельность взрослого и ребенка: задания, игры, хороводы, развлечения, праздники.

Речевая гимнастика очень эффективна при выполнении утренней гимнастики.

Для правильного развития обще-речевых навыков используются следующие методы работы:

1. Дидактические игры: «Птицеферма», «Кто позвал?»

2. Инсценировки песенок, потешек, стишков. «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот»

3. Упражнения на заучивание и повторение знакомых чистоговорок и скороговорок: «Ель на ежика похожа. Еж в иголках. елка тоже»; «Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет!»

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей. Ведущим приемом является образец правильного произношения, правильного выполнения задания, которое дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени. То часто он подкрепляет этот прием кратким и развернутым предложением демонстрируемых качеств речи: «Послушайте внимательно, как я говорю», «Послушайте внимательно, каким голосом я говорю»

При формировании речевых навыков рекомендуется специфическое утрирование (с подчеркнутой дикцией) произношение звука.

В игровой сюжет часто включается показ и объяснение. Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку дыхательного и речедвигательного аппарата ребенка. Особенно полезны упражнения небольшими группами, когда дети могут проанализировать выполнение упражнений другими детьми. В случае ошибочных ответов детей. Возможно применять активные приемы сопряженной и отраженной речи ребенка и педагога. В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен прием правильной речи его сверстников. Этот прием используется как на занятиях так и свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются все дети. Оценка или исправление ответа ребенка должна быть не частой и не назойливой, чтобы не нервировать ребенка. Очень важен прием – речь с движением, благодаря которому сочетаются движения и произнесение речевого материала в игровой ситуации. Это служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала ( например: отработка речевого дыхания, темпа, ритма, интонации). В процессе работы уместны наглядные приемы: демонстрация игрушек, картинок, раздаточного материала, сюрпризных моментов.

Особенность этой работы заключается в приеме многократного повторения. Следовательно, педагог должен обеспечить интерес детей к занятиям, постоянно обновляя и пополняя речевой наглядный материал. Без наглядности дети быстро утомляются и теряют интерес к речевым играм. А педагогу нужно стремиться к максимальной речевой активности детей, к живому темпу и максимальной плотности занятия.

Дикция

Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции у детей. У многих дошкольников речь смазанная, неясная вследствие вялой артикуляции. В связи с этим нерасчененно звучат гласные, от произношения которых зависит произношение слов.

При формировании дикции дошкольников можно использовать ряд игр на звукоподражание. Например: «Чей домик?»; «Скотный двор»; «Птицеферма»; «Угадай, кто позвал?» Показывая образец звукосочетания, педагог делает очень четкие движения ртом, гласные протягивает, но говорит его легко. Дети в сопряженной и отраженной речи непроизвольно подражают речи взрослых. Хорошо, если в одной игре сочетаются несколько звукоподражаний с разными гласными. Например: «Кря-кря»; «Пи-пи»; «Ав-ав». Для совершенствования дикции, кроме специальных артикуляционных упражнений, используют чистоговорки и скороговорки.

Чистоговорки – это ритмический речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Их можно использовать в сочетании с иллюстрациями и картинам. Например: «Му-му-му – молочка кому?»; «Ко-ко-ко не ходите далеко»; «Шо-шо-шо мы играем хорошо»

Скороговорки – труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Новую скороговорку надо произносить наизусть медленно, четко выделяя част встречающие звуки; читать несколько раз, не громко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Можно поставить перед детьми задачу, послушать внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее отчетливо. Для повторения скороговорки сначала вызываются дети с хорошей памятью и дикцией. Перед ответом дается указание говорить медленно, четко. После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором, затем вновь отдельными детьми. На повторных занятиях после овладения текстом можно разнообразить задания: говорить громче или тише, не меняя темпа, затем можно изменить темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее можно повторить по ролям:

Группа: «Расскажите про покупку!» Группа: «Про какую про покупку?»

Группа: «Про покупку, про покупку, про покупочку свою!»

Этот прием активизирует детей, развивает у них произвольное внимание, отчетливое произношение, правильное движение губ.

Слоговая структура слова

Дети часто искажают слоговой состав слова. Для ля сохранения правильной структуры слова важен неторопливый темп речи, плавность выговаривания. Эти качества хорошо развивать в хороводных играх с напевным текстом, при замедленном чтении простых плтешек.

Для работы над словопроизношением используются различные дидактические игры: «Магазин»; «Кто это? Что это?» …. При проведении их сначала желательно использовать такие игрушки, картинки, названия которых дети выговаривают легко, затем более сложные. Трудные для произношения слова можно включить в игры-соревнования: «Кто лучше скажет?»; «Угадай, что я сказала?»; «Перекличка»; «Телефон»… В таких играх используются сложные по звуконаполняемости слова (конфета, аквариум, гусеница. крапива) Эти слова можно включить в словесные игры и упражнения: «Доскажи словечко», «Закончи фразу», в короткий иллюстрированный рассказ.

Ударение

У детей дошкольного возраста часто наблюдаются ошибки в постановке ударения в существительных И. П. Для устранения подобных ошибок в речи детей необходимо развивать слуховое сосредоточение. Часто обычное исправление ошибок не приводит к желаемым результатам. Необходимо показать ребенку правильное произношение на разных формах одного и того же слова. Д ля закрепления ударения в падежных окончаниях существительных можно использовать короткий иллюстрированный рассказ: «Мальчик гонит к пруду … (гуся). Гусята вперевалочку идут за … (гусем). Мальчик кормит … (гусей)

Для повышения интереса детей используют игрушки, пальчиковый театр, серии картинок, инсценировки, игры-соревнования. В целом, орфоэпическая правильность детской речи формируется путем подражания речи взрослых.

Темп

Расстройство темпа речи выступает обычно как один из симптомов сложных речевых расстройств. Очень важно приучать детей к речи среднего темпа, плавной, без лишних остановок. В этом помогают:

- индивидуально направленные приемы: «Я не поняла, скажи помедленней.»; «Давай вместе споем колыбельную твоей кукле»

- проведение хороводных игр «Галя по садочку гуляла…»

- заклички, зазывалки, считалки.

Ребенок читает стихотворение о мишке и вперевалочку шагает игрушкой (мишкой) по столу или сам в роли мишки. Так движения помогают соразмерить темп речи.

Ребенку с торопливой речью можно предложить прочитать стихотворение или потешку, содержание которой связано с действием:

«Расти коса до пояса, не вырони ни волоса,

расти косонька до пят, все волосоньки в ряд,

расти коса не путайся, дочка маму слушайся».

Можно организовать хоровой счет предметов в заданном темпе.

Прекрасным средством воспитания темпа речи является пение и игры, сопровождающиеся музыкой. Нарушение ритма речи чаще всего бывает связано с несовершенством дыхания, неумением сразу подобрать нужное слово.

Подражая речи педагога, дети учатся чувствовать и различать ритмы произведений, плавный ритм сказки, энергичный ритм марша, высоту и силу голоса. В повседневных ситуациях воспитатель объясняет детям, в каких случаях нужно говорить громко, вполголоса, тихо. Для формирования силы и высоты можно использовать подвижные игры и задания на изменение силы голоса:

«Кот на крыше», «Эхо»; «Перекличка» ; «Мишка покажись!»(в зависимости от оттенка и силы голоса мишка выполняет различные действия); «Прикажи, спроси, попроси».

Нужно шире использовать рассказы со звукоподражанием, так как они отражают реальные, знакомые детям события, смену темпа, силы и высоты голоса. Воспитание приветливого тона достигается путем кропотливой повседневной работы.

Интонация

Очень важно развивать интонационную выразительность речи детей. Интонации необходимы ребенку в его жизни. Педагогу нужно показать ребенку, как приветливо приглашают и встречают гостей, дружелюбно обращаются с товарищами, ласково разговаривают с младшими. В сюжетно-ролевых играх закрепляются не только вежливые формы общения, но и звуковые формы. Педагог никогда не должен забывать о личном примере.

Исходным приемом выразительной речи является образец. Можно дополнить его объяснениями и указаниями к выразительной речи детей. При воспитании выразительной речи используется творческое отношение к событиям, к персонажам художественных произведений. Воспитатель вместе с детьми дает характеристику персонажам и помогает подыскать подходящие интонации (лиса хитренькая, голосок тоненький). Подобрать правильные интонации помогают наводящие вопросы, применение подсказывающих формулировок вопросов. В целях формирования выразительности речи надо шире использовать словесные упражнения, обращать внимание на неправильный темп, силу голоса. Активный прием – творческие задания. В работе используется формирование мелодики голоса – это повышение и понижение голоса. Над мелодикой голоса можно работать как на логопедических, так и на музыкальных занятиях при пропевании цепочек гласных. Этот вид работы позволяет развивать так же и длительность выдоха и силу голоса.

Таким образом, работа по формированию и развитию обще-речевых навыков имеет большое влияние во всестороннем развитии ребенка; помогает овладеть культурой речи и всем многообразием великого русского языка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Цель: познакомить участников с опытом проведения речевых игр, танцевальных движений, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках»Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках» Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателями в детском.

Развитие трудовых навыков-помощь сверстников в одеванииРазвитие трудовых навыков-помощь сверстников в одевании «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». К. Д. Ушинский Трудовая деятельность.

Развивающая игра на развитие изобразительных навыков «Пейзаж»Развивающая игра на развитие изобразительных навыков «Пейзаж» Цель игры: формирование навыков композиционного построения и пространственного мышления, умения видеть и передавать свойства перспективы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие общеречевых навыков у дошкольников
Опубликовано: 22 февраля 2022 в 15:12
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие общеречевых навыков у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем МАРИНА ГАЛКИНА (УИ 714297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД