Любовь Авдиенко
Развитие общей культуры и раскрытие творческой индивидуальности воспитанников через культурно-досуговую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Система дополнительного образования детей является важнейшей составляющей современного образовательного пространства Российской Федерации. Она позволяет обеспечивать условия для формирования лидерских качеств ребенка, развития его социального творчества, обеспечивает организацию их свободного времени и досуга.
Публикация «Развитие общей культуры и раскрытие творческой индивидуальности воспитанников через культурно-досуговую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В настоящее время учреждения дополнительного образования детей предоставляют широкий спектр образовательных услуг для занятий художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом, исследовательской работой. (рисунок 1)
рисунок 1 «Дополнительное образование в РФ»
В научной литературе представление о системе образования в России за последние годы существенно изменилось. Прежде всего, однозначность понимания государственной системы образования как сети только государственных образовательных учреждений уступила место понятию единое образовательное пространство. Ввел это понятие в повседневный оборот Е. А. Ямбург, специально подчеркивая его главное отличие от государственной системы образования - это «образование без границ», соединяющее в себе процессы, происходящие в учебных учреждениях и организациях, в семье, в других социальных институтах.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы разной направленности, реализуемые:
в образовательных учреждениях и образовательных учреждениях про-фессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
посредством индивидуальной педагогической деятельности
Формулировка «цели - предназначения» и задач учреждения дополнительного образования детей позволяет прийти к логическому выводу о том, что дополнительное образование - это сфера, где ребенок может реализовать свое личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умение достигать поставленные цели.
Подтверждением данного вывода являются следующие позиции Типового положения:
учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности
с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;
каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях,
менять их;
по инициативе детей в учреждении могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций;
деятельность детей в учреждении осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, сек-ция, кружок, театр и другие);
содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом
примерных учебных планов и программ. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения;
учреждение несет ответственность за качество реализуемых программ
и нарушение нрав и свобод обучающихся и работников учреждения;
занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам;
численный состав объединения, продолжительность занятий, формы их
проведения определяются самим учреждением.
Образовательное учреждение самостоятельно в разработке и выборе образовательных программ и учебных планов, в подготовке и обеспечении всех сторон образовательного процесса и несет ответственность в том числе за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса и качество образования своих выпускников.
Профессия педагога-организатора в системе дополнительного образования по праву считается одной из самых интересных. И - это, неудивительно, потому что вместо учебных занятий такой педагог организует мероприятия, устраивает детям праздник, отправляет их в мир увлекательных путешествий, даёт положительные эмоции.
В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников.
Интеграция воспитательных сил в социуме является также еще одной особенностью деятельности педагога-организатора. Он укрепляет единство усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и других социальных институтов, совершенствует планирование, координирует работу всех воспитательных средств, для достижения поставленных воспитательных целей.
Педагог-организатор ближе всех должностных лиц воспитательной работы находится к детскому коллективу, именно от педагога-организатора в огромной степени зависит, приобретут ли воспитанники «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же останутся неприспособленными к жизни в обществе. Педагог-организатор создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживает, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль соответствовала его статусу.
На мой взгляд – это очень важно, идти в ногу со временем, и работать рука об руку с коллегами, с детьми. Ведь именно дети, которые занимаются в нашем МБУ ДО ДТ «Вектор» главный индикатор и, пожалуй, самый ценный результат нашей педагогической деятельности.
Так как в структуру моей профессиональной деятельности входит организация культурно-досуговой деятельности, предлагаю вашему вниманию технологическую цепочку культурно-досуговой деятельности (КДД) МБУ ДО ДТ «Вектор», целевой установкой которой является:
Задача Форма Метод Средства Результат Поступок
Технологическая цепочка культурно-досуговой деятельности (КДД)
Принципы организации КДД:
Педагогическая цель
Востребованность
Добровольность
Дифференцированность
Новизна
Креативность
Этапы досугового мероприятия
Отдых
Развлечение
Просвещение
Творчество
Схема анализа воспитательного мероприятия
1. Детское объединение.
2. Мероприятие.
3. Количество присутствующих воспитанников.
4. Ф. И. О. организатора.
5. Стаж работы.
6. Внешний вид учащихся.
7. Кто привлекается к проведению мероприятия.
8. Оформление аудитории, наглядность, ТСО
9. Цель мероприятия:
а) воспитательная
б) развивающая
в) обучающая
10. Цель анализа: определить, носит ли данное занятие системный характер.
Программа наблюдения
1. Выяснить, достаточно ли четко педагог, организатор понимает цель мероприятия и задачи каждого этапа мероприятия, насколько осознанно решает их.
2. Определить, соответствуют ли задачи каждого этапа мероприятия главной цели.
3. Установить, соответствует ли методика его проведения поставленным целям.
4. Выяснить, как осуществлялось взаимодействие педагога и воспитанников на всех этапах мероприятия.
5. Установить взаимосвязь мероприятия с другими формами.
Общие рекомендации по разработке культурно-досуговых программ
Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать об особенностях ее целей и задач, содержания, форм, принципов и методов реализации.
Особенности целей и задач культурно-досуговых программ : Цель таких программ связана прежде всего с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»- концепции
Эти цели могут достигаться посредством примерно следующих задач:
развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;
приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической
культуры;
формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;
укрепление здоровья детей;
формирование опыта организации содержательного досуга.
Содержание культурно-досуговой программы связано с :
приобщением детей к художественной культуре;
овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;
развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;
постижением искусства общения, поведения, культуры речи;
воспитанием гуманности, толерантности;
формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;
выездом на фестивали, конкурсы, соревнования).
Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.
Источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети, и их родители, которые принимают активное участие в наших мероприятиях
Особый раздел культурно-досуговой программы составляет характеристика конкретных форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь. Многие авторы выделяют четыре группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (основанием ее классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников) :
традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);
досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др. ;
совместные досуговые дела нескольких детских объединений - кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);
«репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п., в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей
Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.
Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.
Необходимо в конце остановиться на принципах, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми. М. Е. Кульпетдинова выделяет 6 таких принципов:
1. информационной насыщенности;
2. эмоциональности;
3. массовости;
4. активности;
5. диалогичности;
6. преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям
культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия.
Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать: игровые методы; упражнения; обсуждения; создание проигрывание и анализ ситуаций; творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т. д.);
театрализации.
Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью:
систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей;
бесед с родителями;
организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике);
анализа творческих работ наших воспитанников.
Культурно-досуговая деятельность предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. В зависимости от поставленных педагогических задач такие мероприятия могут быть связаны с социально значимым событием или событием в жизни коллектива: например день рождения дома творчества, творческих объединений, и т. д. и обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий в создании атмосферы ожидания праздника.
Дополнительное образование детей - предложение нетрадиционной формы или неформальной среды образовательного процесса, посредством которой и в ней самой каждый (педагог и ребенок) самостоятельно, свободно формирует свой способ жизнедеятельности и программу этой образовательной среды.
Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть непрерывного вариативного образования, зона перспективного развития каждого человека, семьи, образовательного
учреждения, образовательной системы в целом.
Литература
1. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в
России: от традиционной педагогики к педагогике развития//Стенограмма
межрегионального совещания-семинара по проблеме «Повышение уровня управления
развитием дополнительного образования детей. – Петрозаводск, 13-15 марта 1996
2. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития
образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник.
– 1997. - №9.-с. 7.
3. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого
развития : Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1998. – с. 12
4. Выдержки из проекта федерального Закона «О дополнительном образовании»/
Внешкольник № 5- 1998- с. 2
5. Евладова Е. Б., Николаева Л. А. Развитие дополнительного образования в
общеобразовательных учреждениях. – М., 1996. –с. 9.
7. Крылова Н. Б. Принцип дополнительности как особенность самоорганизации
образования//Новые ценности образования, выпуск 4(28, 2006.–с. 3-7.
8. Щетинская А. И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях
совершенствования дополнительного образования детей. Автореф. дис. док-тора пед.
наук. - Казань, 1999. – с. 22.