Надежда Сапрыкина
Практикум для родителей «Развитие образной речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие образной речи ребенка
(практикум для родителей)
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи.
Задачи:
Активизировать знания родителей о значимости связной речи;
Обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества;
Публикация «Практикум для родителей „Развитие образной речи ребенка“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств.
Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляют важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.
Игра «Увеличение – уменьшение».
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Чтобы бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? (Ответы родителей)
Усложним эту игру дополнительными вопросами: Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить и зачем вы хотите это увеличивать или уменьшать? (Ответы родителей).
Если ребенку трудно дается самостоятельное воображение, предложите пофантазировать вместе, задайте ему вспомогательные вопросы.
Игра «Оживи предмет».
Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
-В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?
- О чём думает ваша обувь? (Ответы родителей).
Игра «Подарок».
Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом и просят передать ее соседу с теплыми словами: «Я дарю вам зайчонка», или «Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли», или «Я дарю вам большую конфету», «В коробке кактус, не уколитесь».
Игра «измени характер персонажа».
Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Ответы родителей).
Как играть в эту игру дома?
Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки.
Игра «Зоопарк».
Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:
1. Внешний вид.
2. Где живет?
3. Чем питается?
Игра «Опиши ситуацию».
Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки.
Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчёл.
Игра «Придумай предложение».
Прочтите детям начало сказки и попросите их придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.
Игра «Как мне повезло»
Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.
«Как мне повезло,- говорит подсолнух, - я похож на солнце».
«Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей».
«Как мне повезло, - говорит береза, из меня делают ароматные веники».
Игра «Подбери метафору»
Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, «говор волн», «холодный взгляд». Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены.
Мягкий характер, щёки горят, утонул в двойках, держать в ежовых рукавицах, позеленеет от злости, надоедливый как муха, трудолюбивый как пчела.
Игра «Автобиография».
Я представляю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путем наводящих вопросов выясните, о ком или о чем идет речь.
«Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе…» (Лампочка).
Игра «Веселые рифмы».
Подберите к словам рифмы.
Свечка - (печка); трубы - (губы); ракетка - (пипетка); сапоги - (пироги) и т. д.
В народе говорят: «Без воображения нет соображения». Альберт Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение – это бесценное свойство оригинального, нестандартного мышления.
Дети подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Фантазировать должно быть интересно. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, затем – умение воображать, а впоследствии и рационально мыслить.