Людмила Ивина
Развитие обоняния у детей с нарушениями зрения
Развитие обоняния у детей с нарушениями зрения
Из разных зон организма в мозг человека беспрерывно приходит
информация, которую посылают все виды анализаторов – глаза, уши, органы
вкуса, обоняния и осязания. Мозг, в свою очередь, обрабатывает
поступившую информацию, при этом различные анализаторы сенсорного
восприятия не являются равноценными.
Публикация «Развитие обоняния у детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Нос, орган обоняния
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Зрение вполне можно считать самым главным из чувств, так как мы подсознательно ему доверяем больше. А что же происходит, если зрение нарушено или ослаблено? В зависимости от степени нарушения зрения, ребёнок априори получает нечёткую, либо искажённую информацию, поставляемую в его мозг зрительным анализатором, что, в свою очередь приводит к неточной работе организма в целом. Следует отметить, что другие анализаторы – обоняние, осязание, вкус, слух могут частично компенсировать данную потерю.
Познавательное значение обонятельных ощущений особенно повышается у детей с тяжёлыми нарушениями зрения и детей с амблиопией и косоглазием. Благодаря предметности обонятельных ощущений ребёнок получает дополнительную информацию об изменениях в окружающей среде.
Огромную роль в формировании обонятельного восприятия ребёнка принадлежит его семье, поскольку она помогает ему в практическом овладении сенсорными эталонами, сформированными на коррекционных занятиях тифлопедагога, но и способствует расширению представлений ребёнка об окружающем мире.
Знакомить ребёнка с запахами необходимо в игровой форме, используя различные дидактические игры, интересные задания, чтобы увлечь, заинтересовать их, чтобы создать положительное эмоциональное отношение ребёнка к предложенной деятельности.
Игры и задания для стимуляции обоняния у ребёнка с нарушениями зрения
1. Обсудите с ребёнком, что такое нос, ноздри и дыхание. Проведите упражнения с дыханием через нос, рот, каждую из ноздрей. Предложите ему ладонью почувствовать выдыхаемый воздух.
Попросите ребёнка рассказать, как измениться жизнь, если совсем
не чувствовать запахов (как при простуде, когда заложен нос). Пусть
попробует назвать десять предметов, не имеющих никакого запаха.
2. Гуляя с ребёнком в парке или в лесу, предоставьте ему возможность
познакомиться с запахами растений и цветов. Дайте ему понюхать хвою, тополиные почки, сырые опилки, сосновые иголки, садовые цветы. Обратите его внимание на то, как приятно пахнет мокрая трава и листва. Описывая запахи, старайтесь подбирать точные определения.
3. Детям очень нравится закрывать глаза и угадывать, что им дали понюхать. В такую игру можно играть везде – и дома, и на улице, в саду. Пусть малыш попробует по запаху узнать розу, ромашку или флоксы.
4. Возьмите баночки с кремом, флаконы духов или эфирных масел и попробуйте описать, как они пахнут. Духи и туалетную воду в виде спрея можно дать ребёнку понюхать, просто открыв флакон, не распыляя. Капельку духов или эфирных масел лучше нанести на полоску чистой бумаги и только через несколько секунд предложите понюхать его и сказать, понравился ли аромат. Попросите ребёнка найти самый сильный запах и самый нежный.
5. Предложите ребёнку подобрать пары мешочков, набитых разными сортами лечебных трав, и сопоставить с картинками, их изображающих.
6. Игра «Что готовят на обед?»
По запаху с кухни определить, какая готовится пища, заранее составить меню и потом проверить ошибки.
7. Игра «Овощной салат»
Предварительно рассмотрев форму, цвет, величину овощей, предложите ребёнку по запаху найти необходимые для салата овощи и назвать их.
8. Игра «В саду, в лесу, на огороде»
Определите с ребёнком по запаху то, что растёт в саду, в лесу, на огороде.
9. Игра «Чем пахнут ремёсла?»
Предложите ребёнку по запаху определить краску, клей, бумагу, дерево, йод и т. д., определить кому, что нужно для работы.
10. Игра «Покажи, откуда ты чувствуешь запах»
Определите с ребёнком источник запаха.
11. Игра «Что нам подскажет запах?»
В пустые пузырьки с тёмными стенками – коробочки из – под
фотоплёнки или из шоколадных яиц поместите вещества с характерными
запахами: духов, ванилина, мыла, лепестков роз, лука, чеснока, кофе,
апельсиновых корок, мяты и т. д.
Необходимо учить детей правильно нюхать вещества: держать ёмкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивать ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки.
Ребёнок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился.
Уважаемые родители!
Безусловно, полнота восприятия картины окружающего мира ребёнком с нарушениями зрения обеспечивается совместной отлаженной работой всех других анализаторов.
Работа над развитием сохранных анализаторов –
Трудоёмкий, но чрезвычайно важный процесс, требующий дифференцированного и системного подхода в каждом конкретном случае.
Материал подготовлен
учителем – дефектологом (тифлопедагогом) Л. А. Ивиной