Ольга Яндаева
Развитие нравственности в трудах отечественных и зарубежных ученых
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие нравственности в трудах отечественных и зарубежных ученых
Одним из актуальных вопросов современной педагогики и психологии дошкольного возраста является вопрос о нравственном развитии подрастающего поколения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей многих программ дошкольного образования. Однако при всем их многообразии психологи отмечают рост детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Исследованием факторов, детерминирующих нравственное развитие личности, занимались многие зарубежные и отечественные психологи.
Публикация «Развитие нравственности в трудах отечественных и зарубежных ученых» размещена в разделах
Большинство исследователей выделяют нравственную сферу личности как определенную систему. Нравственная сфера личности характеризуется системой понятий, среди которых центральное место принадлежит таким, как нравственные потребности, нравственные убеждения, привычки и поступки, чувства и отношения.
В зарубежной психологии можно выделить три наиболее разработанных психологических направления, в рамках которых изучалось нравственное развитие. В психодинамическом подходе (Фрейд З., Кляйн М., Фрейд А. и др.) формирование нравственности рассматривается в неразрывной связи с процессом становления такой психической структуры как «Сверх-Я». В рамках поведенческого направления (Б. Ф. Скиннер, А. Бандура) при исследовании проблем нравственного поведения большая роль отводится влиянию внешних факторов окружающей среды при минимальном значении внутренних психических процессов. Представители когнитивного направления (Пиаже Ж., Кольберг Л., Уолкер и др.) рассматривают проблему нравственного сознания в ее неразрывной связи с развитием интеллекта и формированием на его основе нравственных убеждений.
Существенный вклад в изучение нравственного развития ребенка внес Л. Кольберг, разработавший когнитивно-эволюционный подход к нравственному развитию детей. В основе теории Л. Кольберга лежит идея Ж. Пиаже о существовании тесной взаимосвязи между стадиями умственного развития и этапами нравственного становления ребенка. Л. Колберг и его последователи сделали ряд важных выводов, касающихся нравственного развития детей :
1. Развитие нравственных суждений детей поддается воздействию со стороны взрослых, в том числе педагогов.
2. Движение от одной ступени к другой, более высокой, естественным путем происходит в течение нескольких лет, но этот процесс может быть ускорен.
3. При благоприятных условиях нравственное развитие детей принимает необратимый характер, т. е. моральная деградация становится невозможной.
4. Эффективный нравственный рост детей обеспечивается рядом обстоятельств: наличием ситуаций морального выбора, сменой социальных ролей, использованием на практике приобретенных морально-этических знаний и нравственных убеждений.
В основе другого подхода к периодизации морального развития лежит эмпатийная ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека. Определяя его как эмпатийный подход, К. Гиллиган во главу угла выдвигает принцип заботы о других людях, основанный на сочувствии и сопереживании.
В отечественной психологии изучением развития нравственности занимались Н. А. Ветлугина, Р. Р. Калинина, С. Н. Карпова и др. Теоретическая проработка дефиниций «нравственность», «нравственное сознание» наиболее полно освещена в работах Б. С. Братуся, Л. Н. Антилоговой, В. В. Знакова, А. А. Андрушкевича, Ф. Е. Василюка и других авторов.
Достаточно длительное время в отечественной психологии доминировал элементаристкий подход, в рамках которого различные исследователи уделяли большое значение тому или иному компоненту нравственного сознания. Так, ряд авторов (О. Г. Дробницкий, А. И. Раев, О. С. Богданова, Н. А. Менчинская, В. Э. Чудновского и др.) придавали большое значение в развитии нравственности усвоению моральных норм и правил. По мнению О. Г. Дробницкого, только знание о том, как правильно, может являться основой для формирования нравственности личности.
Другие исследователи (М. Г. Янов, А. Г. Ковалев, А. А. Запорожец, И. М. Якобсон, В. Н. Косырев, Т. А. Маркова, Б. И. Додонов, Н. А. Корниенко и др.) придавали огромное значение нравственным чувствам. Данные авторы считают что, только сформировав соответствующее эмоциональное отношение к моральным нормам, можно сформировать правильные ценности и представления о нравственности.
Третья группа исследователей (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, М. С. Неймарк, В. И. Селиванов, Г. И. Морева, Д. И. Фельдштейн, Л. М. Фридман, Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова и др.) основной акцент ставила на изучении мотивации нравственного поведения. При этом в рамках данного направления велись споры о том, какое поведение необходимо считать истинно нравственным : нравственный поступок, на бессознательной основе, либо осознанное нравственное поведение.
Рассматривая проблему нравственного формирования личности, Л. И. Божович доказывает, что оно не является изолированным процессом, а связано с социальным и психическим развитием. По мнению автора, существуют две точки зрения на процесс формирования нравственных норм поведения, который понимается, во-первых, как результат интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения и их превращения во внутренние психические процессы; во-вторых, как последовательное (закономерное) превращение одних качественно своеобразных форм нравственного развития в другие, более совершенные.
Исследования в области формирования нравственных чувств в отечественной психологии можно условно разделить на два разных и фактически не пересекающихся направления.
Первое направление можно назвать нормативно-ориентированным. Исследователи подчеркивают, что нравственные чувства не даны человеку от рождения, они приобретаются индивидом в процессе его социального развития. Моральное и нравственное развитие личности, следовательно, есть процесс усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности.
В соответствии с этим положением и проводились исследования психологов, где в качестве главного условия и источника этического развития ребенка постулировалось усвоение и присвоение (превращение в свои) нравственных чувств.
В исследованиях нормативно-ориентированного направления ведущая роль принадлежит нравственной саморегуляции. Нравственная регуляция поведения человека включает требование человека к самому себе. Ему важно быть хорошим и не быть плохим, т. е. оценить свои действия и вести себя соответствующим образом. Таким образом, оценка, которой подвергается нравственный поступок, должна стать самооценка.
Второе направление можно назвать эмоционально-ориентированным. Исследователи ставят на первое место не усвоение норм поведения и не формирование нравственных представлений, а прежде всего развитие эмоций и нравственных чувств, к которым относится сопереживание и сочувствие.
Следует выделить исследования, посвящённые нравственной сфере личности дошкольника, С. А. Козловой (2003, Н. А. Корниенко (1998, которые раскрывают особенности нравственного развития и воспитания дошкольников в условиях воздействия окружающей социальной действительности; показывают, что нравственное развитие личности обусловлено осмыслением и эмоциональным принятием нравственных норм, моральной самооценкой, нравственными качествами. В них подчеркивается важность перехода внешних моральных норм и оценок во внутренний регулятор поведения, и реализации их во взаимоотношениях личности с окружающей его средой.
В психологии развития выделен аспект морального развития в онтогенезе и показаны его внешние и внутренние детерминанты (Л. И. Божович, Т. Д. Марцинковская, В. С. Мухина и др). Ж. Пиаже, Л. Колбергом и др. были разработаны первые концепции морального и духовно-нравственного развития в детском возрасте. Исследования В. А. Горбачевой, В. Г. Щур, С. Г. Якобсон и др. обогатили теорию нравственного развития знаниями о формировании нравственных представлений и моральных оценок у детей.
Одним из распространенных подходов к исследованию нравственной сферы личности является функционально-содержательный подход, согласно которому можно выделить ряд сфер личности: интеллектуальную, эмоционально-волевую, поведенческую, мотивационно-потребностную и другие. Отмечая то, что морально-этическое начало в человеке носит комплексный характер, В. Д. Шадриков говорит о возможности не только комплексного подхода к этой проблеме, но и о необходимой роли психологии в том числе.
Нравственность образует элементарную ячейку человечности, лежащую в основе человеческой психики, в психологии самой личности. В широком смысле слова нравственность – совокупность обычаев, нравов, отношений между людьми, которые обусловлены экономическим укладом и рассматриваются как система, состоящая из нравственных отношений, нравственного сознания и нравственной деятельности.
В узком смысле слова нравственность – это сложное, комплексное личностное образование, которое включает сознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми и их моральных переживаний. Она определяет моральный выбор человека в каждой ситуации его жизни. Поэтому нравственные убеждения, принципы и нормы составляют основу формирующейся личности.
Таким образом, проведенные исследования значительно обогатили представления о генезисе нравственного развития в дошкольном возрасте, о содержании и особенностях отдельных компонентов нравственной сферы (моральное сознание, чувства, переживания, поведение и др., но целостная теория развития нравственной сферы личности дошкольника ещё не разработана.
Существующие интерпретации нравственного сознания говорят о разрозненности данного определения, мы в своей работе будем придерживаться определения С. А. Козловой, и Н. А. Корниенко: нравственное развитие личности обусловлено осмыслением и эмоциональным принятием нравственных норм, моральной самооценкой, нравственными качествами.