Получи документы

Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста на основе упражнений в практической жизни

Жданова Ольга Ивановна
Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста на основе упражнений в практической жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста, на основе упражнений в практической жизни.

Независимым и свободным…. Станет ли таким ребенок, которого с самого раннего детства лишают права выбора, а его активное стремление к самостоятельности подавляется? Может быть да, а может быть и нет. Ясно одно: мешая малышам действовать самостоятельно (в пределах их возрастных возможностей) мы:

Темочки:

- откладываем готовность ребенка к независимому поведению на неопределенное будущее;

- «перекрываем» выход заложенной природой жизненной энергии и потенциальных возможностей организма и психики;

Практика свидетельствует о следующем : дети младшей группы, как правило, не могут сами себя обсуждать, не приучены к порядку, а значит, зависимы от взрослых.

Почему же мамы не предоставляют ребенку возможности действовать самостоятельно? Вот такие доводы на этот вопрос приводили родители наших воспитанников:

«Я боюсь потерять контроль за ребенком. Хотелось бы сохранить всю полноту родительской власти хотя бы до тех пор, пока малыша можно держать на руках»

«Так хочется быть главной в жизни ребенка – пусть даже в роли служанки»

Здесь хочется мамам задать вопрос «как же ребенок будет жить завтра, если мы не даем жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?».

Развивая у детей независимость необходимо помочь им научится:

- Заботиться о себе и об окружающем мире, усваивая и совершенствуя модели социального поведения;

- развивать самоконтроль и координацию движений;

- концентрировать внимание в течение продолжительного времени (вырабатывать сосредоточенность);

- доводить начатое дело до конца, поддерживать порядок;

- правильно обращаться с инструментами и предметами, необходимыми в повседневной жизни.

Общение ребенка и воспитателя должно строиться так, чтобы ребенок имел возможность увеличивать «степень своей свободы», развивать свои познавательные и творческие способности, «освобождать» свое воображение и мышление от страха перед неудачей. Наиболее полно этим задачам отвечает метод М Монтессори, который предполагает:

- Полную свободу ребенка и воспитателя;

- определенность, ясность поступков, основанных на сотрудничестве ребенка и воспитателя.

Упражнения в практической жизни имеют цель – облегчить социальную адаптацию малышей и подразделяются на три группы: Подготовительные; направленные на формирование навыков заботы о себе и окружающей среде; формирующие хорошие манеры.

1 Подготовительные упражнения- это упражнения в ходе которых дети учатся переносить с одного места на другое стульчики, разворачивать и сворачивать коврики, переставлять и переносить предметы не задевая и обходя других детей.

2. Формирование навыков заботы о себе и окружающей среде.

Чтобы дети понимали цель предлагаемой деятельности, учились концентрировать внимание на ней и доводить начатое дело до конца, им нужно предлагать простые действия со знакомыми предметами (застегивание и расстегивание молнии, мытье посуды, чистка обуви, вытирание пыли со столов и т. д.).

Все действия педагог должен совершать медленно и тщательно- так, чтобы их структура была понятна детям. Наряду с выполнением индивидуальной работы ребенок участвует в совместной со сверстниками деятельности – ухаживают за растениями, животными, наводит порядок в группе и т. д. Такие упражнения способствуют :

- Усвоению детьми образцов поведения в социуме;

- выработке умений действовать в группе сверстников, что необходимо для благополучной жизни в детском саду;

- созданию внутреннего духовного строя.

3. Формирование хороших манер.

Усвоение детьми норм социального поведения, форм вежливости происходит в процессе социально организованных групп упражнений и естественным путем – при условии, что окружающие его взрослые сами внимательны друг к другу и детям и хорошо воспитаны: умеют приветствовать, выразить уважение, пригласить войти, попросить об услуге и оказать ее, уладить конфликт и т. д.

Ребенок, понимая, что сам, без помощи взрослого, может выполнять жизненно важные действия, становясь «хозяином» вещей, поступков, отношений, обретает уверенность в себе, чувство самоуважения, собственного достоинства и независимости.

Занимаясь с детьми упражнениями в практической жизни нужно использовать различные формы организации детской деятельности:

Групповые уроки – «занятие» со всей группой или подгруппой (воспитатель – инициатор детской активности: ставит задачу и предлагает пути ее решения);

Индивидуальные уроки – совместная деятельность ребенка и воспитателя, который включается в то, чем занимается ребенок, только в том случае, если сам ребенок попросит его об этом или если воспитатель видит, что ребенок затрудняется в выборе работы;

Свободная и самостоятельная деятельность детей в специально организованной среде (воспитатель предоставляет им право выбора работы, занимая позицию наблюдателя). Эта форма является наиболее продуктивной для решения поставленных задач. Именно она рекомендуется М. Монтессори.

Позиция наблюдателя состоит в том, что воспитатель не организует деятельность детей в традиционном понимании смысла этого слова, а прогнозирует ее: если дети чем-то заинтересовались, усложняет задания, подбирая соответствующий материал.

Специально организованная среда, в концепции М. Монтессори – это не только определенным образом подобранный материал, но и сам принцип организации предметно-пространственного мира, подразумевающий абсолютную безопасность и защищенность ребенка.

Ну и конечно же без помощи родителей здесь не обойтись, поэтому работе с семьей нужно уделять много внимания, тем более многие мамы и папы не сразу и не очень охотно поддерживают такие упражнения в практической жизни. Это происходит по потому что они не всегда понимают нужность и ценность посильной самостоятельной работы детей младшего дошкольного возраста, не знают, что, выполняя действия по самообслуживанию, ребенок не только приобретает конкретные навыки, но и развивает такие качества, которые понадобятся ему в будущем. Во вторых некоторые родители не хотят предоставлять ребенку самостоятельность, так как это требует от них времени и терпения: легче самим завязать шнурки чем терпеливо ждать когда это сделает сам ребенок.

Для того чтобы родителей привлечь и убедить в целесообразности выполнения ребенком определенных действий самостоятельно, необходимо проводить долгие разъяснительные беседы, объяснять им «внутренние механизмы» предлагаемых детям действий.

Взяв за основу концепцию М. Монтессори и адаптировав ее с учетом национальных и социокультурных особенностей России, а также возможностей детей конкретного дошкольного учреждения, можно добиться того, чтобы новое поколение стало «независимым и свободным».

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.

Консультация для родителей и воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей и воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей младшего дошкольного возраста» Жизнь ребенка дошкольного возраста – это игра! Играя, ребенок развивается, взрослеет, проживает счастливое детство! Поэтому всегда.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Речь - великий дар природы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста на основе упражнений в практической жизни
Опубликовано: 19 апреля 2024 в 07:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста на основе упражнений в практической жизни» (включая файлы) размещена пользователем Жданова Ольга Ивановна (УИ 1622187) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 марта 2025 четверг
07 марта 2025 пятница
Празднуем день рождения телефонного аппарата!
Бусы на все вкусы
Расцвели в саду тюльпаны!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД