Жданова Ольга Ивановна
Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста на основе упражнений в практической жизни
▼ Скачать
Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста, на основе упражнений в практической жизни.
Независимым и свободным…. Станет ли таким ребенок, которого с самого раннего детства лишают права выбора, а его активное стремление к самостоятельности подавляется? Может быть да, а может быть и нет. Ясно одно: мешая малышам действовать самостоятельно (в пределах их возрастных возможностей) мы:
Публикация «Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста на основе упражнений в практической жизни» размещена в разделах
- откладываем готовность ребенка к независимому поведению на неопределенное будущее;
- «перекрываем» выход заложенной природой жизненной энергии и потенциальных возможностей организма и психики;
Практика свидетельствует о следующем : дети младшей группы, как правило, не могут сами себя обсуждать, не приучены к порядку, а значит, зависимы от взрослых.
Почему же мамы не предоставляют ребенку возможности действовать самостоятельно? Вот такие доводы на этот вопрос приводили родители наших воспитанников:
«Я боюсь потерять контроль за ребенком. Хотелось бы сохранить всю полноту родительской власти хотя бы до тех пор, пока малыша можно держать на руках»
«Так хочется быть главной в жизни ребенка – пусть даже в роли служанки»
Здесь хочется мамам задать вопрос «как же ребенок будет жить завтра, если мы не даем жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?».
Развивая у детей независимость необходимо помочь им научится:
- Заботиться о себе и об окружающем мире, усваивая и совершенствуя модели социального поведения;
- развивать самоконтроль и координацию движений;
- концентрировать внимание в течение продолжительного времени (вырабатывать сосредоточенность);
- доводить начатое дело до конца, поддерживать порядок;
- правильно обращаться с инструментами и предметами, необходимыми в повседневной жизни.
Общение ребенка и воспитателя должно строиться так, чтобы ребенок имел возможность увеличивать «степень своей свободы», развивать свои познавательные и творческие способности, «освобождать» свое воображение и мышление от страха перед неудачей. Наиболее полно этим задачам отвечает метод М Монтессори, который предполагает:
- Полную свободу ребенка и воспитателя;
- определенность, ясность поступков, основанных на сотрудничестве ребенка и воспитателя.
Упражнения в практической жизни имеют цель – облегчить социальную адаптацию малышей и подразделяются на три группы: Подготовительные; направленные на формирование навыков заботы о себе и окружающей среде; формирующие хорошие манеры.
1 Подготовительные упражнения- это упражнения в ходе которых дети учатся переносить с одного места на другое стульчики, разворачивать и сворачивать коврики, переставлять и переносить предметы не задевая и обходя других детей.
2. Формирование навыков заботы о себе и окружающей среде.
Чтобы дети понимали цель предлагаемой деятельности, учились концентрировать внимание на ней и доводить начатое дело до конца, им нужно предлагать простые действия со знакомыми предметами (застегивание и расстегивание молнии, мытье посуды, чистка обуви, вытирание пыли со столов и т. д.).
Все действия педагог должен совершать медленно и тщательно- так, чтобы их структура была понятна детям. Наряду с выполнением индивидуальной работы ребенок участвует в совместной со сверстниками деятельности – ухаживают за растениями, животными, наводит порядок в группе и т. д. Такие упражнения способствуют :
- Усвоению детьми образцов поведения в социуме;
- выработке умений действовать в группе сверстников, что необходимо для благополучной жизни в детском саду;
- созданию внутреннего духовного строя.
3. Формирование хороших манер.
Усвоение детьми норм социального поведения, форм вежливости происходит в процессе социально организованных групп упражнений и естественным путем – при условии, что окружающие его взрослые сами внимательны друг к другу и детям и хорошо воспитаны: умеют приветствовать, выразить уважение, пригласить войти, попросить об услуге и оказать ее, уладить конфликт и т. д.
Ребенок, понимая, что сам, без помощи взрослого, может выполнять жизненно важные действия, становясь «хозяином» вещей, поступков, отношений, обретает уверенность в себе, чувство самоуважения, собственного достоинства и независимости.
Занимаясь с детьми упражнениями в практической жизни нужно использовать различные формы организации детской деятельности:
Групповые уроки – «занятие» со всей группой или подгруппой (воспитатель – инициатор детской активности: ставит задачу и предлагает пути ее решения);
Индивидуальные уроки – совместная деятельность ребенка и воспитателя, который включается в то, чем занимается ребенок, только в том случае, если сам ребенок попросит его об этом или если воспитатель видит, что ребенок затрудняется в выборе работы;
Свободная и самостоятельная деятельность детей в специально организованной среде (воспитатель предоставляет им право выбора работы, занимая позицию наблюдателя). Эта форма является наиболее продуктивной для решения поставленных задач. Именно она рекомендуется М. Монтессори.
Позиция наблюдателя состоит в том, что воспитатель не организует деятельность детей в традиционном понимании смысла этого слова, а прогнозирует ее: если дети чем-то заинтересовались, усложняет задания, подбирая соответствующий материал.
Специально организованная среда, в концепции М. Монтессори – это не только определенным образом подобранный материал, но и сам принцип организации предметно-пространственного мира, подразумевающий абсолютную безопасность и защищенность ребенка.
Ну и конечно же без помощи родителей здесь не обойтись, поэтому работе с семьей нужно уделять много внимания, тем более многие мамы и папы не сразу и не очень охотно поддерживают такие упражнения в практической жизни. Это происходит по потому что они не всегда понимают нужность и ценность посильной самостоятельной работы детей младшего дошкольного возраста, не знают, что, выполняя действия по самообслуживанию, ребенок не только приобретает конкретные навыки, но и развивает такие качества, которые понадобятся ему в будущем. Во вторых некоторые родители не хотят предоставлять ребенку самостоятельность, так как это требует от них времени и терпения: легче самим завязать шнурки чем терпеливо ждать когда это сделает сам ребенок.
Для того чтобы родителей привлечь и убедить в целесообразности выполнения ребенком определенных действий самостоятельно, необходимо проводить долгие разъяснительные беседы, объяснять им «внутренние механизмы» предлагаемых детям действий.
Взяв за основу концепцию М. Монтессори и адаптировав ее с учетом национальных и социокультурных особенностей России, а также возможностей детей конкретного дошкольного учреждения, можно добиться того, чтобы новое поколение стало «независимым и свободным».