Антонина Шукшина
Развитие навыков общения в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - основной вид детской деятельности. В игре ребенок лучше усваивает новые знания, овладевает новыми навыками и умениями. Ни одна игра не возможна без общения. Когда дошкольники играют, они всегда объясняют, что делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание игрового пространства. Играя, например, в больницу, обязательно нужно договориться, кто будет врачом, а кто - пациентом, где будет кабинет и какие инструменты и материалы понадобятся; когда врач назначает лекарства, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать.
Публикация «Развитие навыков общения в игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Умение играть предполагает достаточно высокий уровень речевого и умственного развития. Однако, дети, плохо владеющие речью, затрудняются планировать сюжет, не всегда могут взять на себя роли, самостоятельно вести ролевой диалог.
Как же мы взрослые можем повлиять на развитие навыков общения детей в игровой деятельности?
В работе с детьми я обращаю внимание на развитие у них умения договориться на игру. Например, в игре «Подбери нужные слова» проигрываем ситуации приглашения в игру. Проводим тренинги: «Пригласи в игру друзей».
Особое внимание в своей работе я уделяю комплексному руководству сюжетно-ролевой игрой, потому что оно является подготовительным этапом к самостоятельной деятельности детей. В обучении навыкам общения особую роль имеют обучающие игры и игры активизирующее общение. Здесь дети наглядно получают образцы речевого общения. Например, в обучающей игре «Ателье» проигрывали ситуацию «Как заказать платье (костюм)». Организуя активизирующее общение, мы заранее составляем диалоги между персонажами, продумываем разнообразные ситуации для побуждения детей вступить в общение. Например, перед игрой «Овощной магазин», предварительно обыгрывали диалог «продавец» - «покупатель». Такие диалоги являются основой для построения ролевой беседы. Для ее дальнейшего развертывания предлагаю детям поучаствовать в обсуждении возможных игровых ситуаций. Например, для развития общения и развертывания сюжета в игре «Магазин» предлагали следующие ситуации: «Закончился товар», «Реклама товара» и т. д.
В своей работе я использую приемы для формирования навыков общения у детей в игровой деятельности.
Одним из них является, изменение игровой среды.
Динамичная, изменяющаяся игровая среда дает толчок к возникновению игры, побуждает детей вступать в общение.
Можно использовать карты-схемы, сюжетные картины, панно со сменными элементами, разнообразные макеты и конечно же новые атрибуты, в том числе созданные руками детей и родителей.
Еще одним приемом, способствующим развитию общения детей в игре, является решение проблемных ситуаций. Проблемные ситуации можно использовать для организации общения как в ходе выбора темы игры, так и для развертывания сюжета игры детей. Они побуждают детей договариваться, принимая единое решение, и действовать в дальнейшем в соответствии с ним. Помогаю детям советами, наводящими вопросами, напоминанием. Чтобы общение детей было целенаправленным, я заранее продумываю примерное содержание проблемных ситуаций, которые будут использоваться во время игры.
Одним из способов формирования навыков общения является объединение в игре детей с хорошо сформированными игровыми навыками и теми, кто недостаточно ими овладел. В результате такого взаимодействия дети, которые хорошо овладели игрой, начинают передавать свой игровой опыт сверстникам, вступая с ними в активизирующее общение. Зная интересы детей, кто с кем любит играть, можно ненавязчиво вовлечь их в игру.
Во время игры большое внимание уделяется формированию положительных взаимоотношений между детьми. Если у детей возникают ссоры по поводу новых атрибутов или внесённой игрушки, мы предлагаем разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много». Обсуждаем различные варианты разрешения конфликтной ситуации. У детей появляется возможность выбора и необходимость соотнести своё решение с решением других, а подчас и усомниться в правильности своего первого предложения.
Таким образом, целенаправленное обучение детей через проигрывание различных ситуаций, тренингов, заучивание ролевых диалогов и использование при организации сюжетно-ролевых игр разнообразных приёмов, побуждающих детей к общению, способствует формированию навыков общения у детей.
Воспитатель МБДОУ Починковский д\с №6 Шукшина А. Ю.