Марина Корчёмкина
Развитие наглядно-образного мышления у старших дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие наглядно-образного мышления у старших дошкольников через дидактические игры.
1) Недавно у меня спросили: «Вы работаете с детьми с речевыми нарушениями, но в своей работе большое значение уделяете развитию образного мышления. Зачем? Если уж и развивать какое мышление, то логическое! Логика всегда нужна – особенно детям. А образное. Много ума не надо, чтобы думать картинками!»
Публикация «Развитие наглядно-образного мышления у старших дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
Наверное, многие так считают. Ведь каждому из нас встречалось множество пособий, в рекламе которых говорится, что они развивают логическое мышление, и вряд ли хотя бы одно – обещающее развивать мышление образное. Зачем, если не собираешься становиться художником или писателем?
2) Ну хорошо. Давайте так. Что изображено на слайде?
Как вы догадались, что буквы «а»? Ведь они все такие разные? Ну, допустим, что-то общее у них есть.
3) Хорошо, а что общего у двух значков на следующей картинке?.
Ничего! Но это нас не смущает. Сначала мы запомнили, что они оба – это буква «а», а потом уже научились узнавать всё, что на них похоже. Иначе говоря научились воспринимать «образы букв».
Продолжим игру в загадки. Следующий вопрос. Мы пишем с помощью букв, а говорим… С помощью звуков?
Правильно. А что мы воспринимаем, когда слышим чужую речь? Тоже звуки? Неправильно!
Воспринимаем мы тоже образы звуков. (Учёные называют их фоне мами.)
Дело в том, что звуки могут звучать очень по-разному. Попробуйте сказать «а» десятью разными способами – и у вас получится! И двадцатью способами получится. И пятьюдесятью!
Можно пропищать – а можно басом. Можно отрывисто – и можно протяжно. Можно сказать так, чтобы ваш звук «а» звучал как нота «до», или как нота «ре», или как «соль-диез»… Тут не пятьдесят – тут миллион вариантов!
Не удивительно ли, что при этом мы друг друга понимаем? Ведь запомнить миллион звуков невозможно!
Запомнить невозможно, а распознать – пожалуйста. И помогает нам в этом образное мышление. Без образного мышления мы бы не могли ни говорить, ни читать, ни писать!
А для чего ещё нужно образное мышление?
«Для быстроты». Математики говорят: «Сначала я понял, что эта теорема верна, а потом стал думать, как её доказать».
4) Например, вот задачка :
Сколько треугольников вы видите на слайде? Кто-то два, а кто-то восемь. А компьютер скажет – ни одного треугольника.
Можно ли научить компьютер образному мышлению?
Над образным мышлением компьютера работают.
Ещё недавно он не умел читать, но сегодня компьютеры уже умеют читать даже рукописные тексты. Так что обучить образному мышлению можно. Но надо долго и упорно думать, как это сделать. А как люди обучают образному мышлению своих детей? Да как правило, никак. Его можно только развить.
У каждого в этом зале есть образное мышление. Сейчас я вам это докажу.
5) Попробуйте отгадать зашифрованную пословицу.
Те, кто не смог по какой-то причине догадаться, услышав правильный ответ подумал: «А, точно!»
В работе с детьми я использую различные игры и упражнения, хочу вас познакомить с некоторыми из них:
6) «Найди нужную тень» (щелчок)
7) «Чей след?» (Щелчок)
8) «Чей хвост?» (3 щелчка)
9) «Назови пословицу»
10) «Назови фразеологизм»
11) «Назови фразеологизм»
12) Из какой скази строки: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком (щелчок)
13) «Какие буквы спрятались за забором?» (щелчок)
14) «Какая буква спряталась?» (4 щелчка)
15) «Найди спрятанные буквы Б» (щелчок)
16) Работая с детьми я поняла одну простую истину: (собитраю пазлы)
Воспитать ребёнка это всё равно, что собрать пазл. Ты понимаешь, что все детали- это кусочки одной картины и у каждого есть своё место, пусть иногда кажется, что какая то деталь с другой головоломки. И ты начинаешь ее крутить, переворачивать, пытаться подставить к другим деталькам, иногда у тебя сдают нервы, но ты всё равно идёшь к своей цели, потому что понимаешь, что силой нельзя, можно навредить и тогда картинка не получится…
Спешить не надо, собирай картину,
Как будто бы художник на холсте,
Раскрась свой мир, добавив перспективы,
И ты увидишь то, что ты хотел! (ставлю последний пазл)
17) «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу.»(Р. Олдингтон)