Елена Печёнкина
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с пословицами и поговорками
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с пословицами и поговорками.
Теоретическая значимость заключается в обобщении психологи-ческих и педагогических знаний о развитии мышления у детей с помощью пословиц и поговорок.
Публикация «Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с пословицами и поговорками» размещена в разделах
Практическая значимость определяется тем, что результаты могут использоваться в практической работе воспитателями в решении задач по развитию мышления у детей дошкольного возраста.
Как писал К. Д. Ушинский: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова. По содержанию темы, важны. тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями» .
С произведениями фольклора дети встречаются, как известно, рано. К концу дошкольного возраста они уже знают колыбельные песенки, считалки, загадки, пословицы и поговорки и другие виды устного народного творчества.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Поэтому применение пословиц на занятиях в детских дошкольных учреждениях считается наиболее эффективным и необходимым для развития детской речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Введение в занятия пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания, для развития детской речи. Они кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка.
Пословицам уделяют внимание на всех занятиях. Отбор пословиц определяется темой конкретного занятия и его целями: образовательными, развивающими, воспитательными.
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу золотых россыпей русской бытовой поэзии. Пословицы легко соединяют и ярко, образно характеризуют разные области жизни: убеждения народа, жизненные трудности, труд, умение отдыхать и веселиться, дом, порядок, мир и лад в нем, просвещение, корыстолюбие, пороки, связь явлений, следствие и причины происходящего и многое другое.
Знаменитый Владимир Даль выделил для своих пословиц 179 рубрик : пословицы о предметах веры, о судьбе, о счастье и удаче, о богатстве и бедности, о достатке, скупости и прочем. Эта тематика столь же обширна, как и жизнь народа.
Трудно назвать все, на что брошен критический взгляд народа. Он говорит о праздности, крикливости, неумении, поспешности, щегольстве, угодливости, докуке, обмане, воровстве, болтливости, гордыне, соблазне, лжи, клевете, трусости, - это обширная энциклопедия человеческих пороков и недостатков. Но обязательно рядом и одобрение – хвалят трудолюбие, скромность, мастерство, осмотрительность, бережливость, прямоту, правдивость, щедрость, совестливость, умеренность, порядочность, разумность, храбрость, - это столь же обширная энциклопедия добродетелей и достоинств.
Пословицы и поговорки вызывают интерес не только у школьников и взрослых, но и у малышей. Знакомство с ними играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащают чувства ребенка, его речь. Это ценное средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка.
Вслушиваясь в образность народного языка, дети приобщаются к красоте и самобытности русского слова. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству.
Хорошо подобранные пословицы и поговорки помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Поэтому они должны соответствовать уровню развития ребенка, должны быть понятны ему. Одни пословицы и поговорки побуждают к действию, другие – учат «уму-разуму».
Русский народ создал великолепную копилку мудрости и опыта старшего поколения – мудрые пословицы и поговорки. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие с сокровищницу – родной язык, остались бессмертными.
Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь.
Систематическая работа над пословицей очень многое дает детям. Во-первых, они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер.
А у современных детей часто наблюдаются недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса; низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе; недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольника.
Была составлена «Программа развития мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью пословиц и поговорок».
При составлении программы учитывался возраст детей, психолого-педагогические особенности развития, режим дня. Во внимание бралась также основная обучающая программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы.
«Программа развития мышления детей старшего дошкольного
возраста с помощью пословиц и поговорок»
Неделя Лексическая
тема Пословицы
и поговорки Цели ознакомления
с пословицей или поговоркой
1 2 3 4
1
Осень «Осенний дождь мелко сеется да долго тянется» Подвести детей к пониманию того, что в поговорках заключены многолетние наблюдения людей
«Осень велика, зима долга» Объяснить детям смысл поговорки, путем сравнения явления друг с другом
«Осень – перемен восемь» Учить замечать характерные признаки осени, развивать умение логически объяснять признаки
«В сентябре и лист на дереве не держится»
«Всему свое время» Учить детей наблюдательности, замечать изменения в природе, развивать речь
2
Огород. Овощи «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть» Осмысление содержания пословицы, развивать умение логически рассуждать.
«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи» Учить детей тому, что всего нужно добиваться самому и лень в этом случае не товарищ.
«Не сиди сложа руки, так и не будет скуки». Учить детей высказывать свое мнение, рассуждать.
«Труд человека кормит, лень портит» Учить детей пониманию взаимосвязи действий.
Продолжение таблицы
1 2 3 4
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Учить детей понимать скрытый смысл пословицы, ее категоричность
Процесс ознакомления детей с пословицами и поговорками велся в утренний отрезок времени (до завтрака) и в вечерний отрезок времени (до ужина). Пройденные накануне пословицы и поговорки повторялись для контроля запоминания и понимания их детьми. Также включалось знакомство с пословицами и поговорками в занятия, такие как, ознакомление с окружающим, развитие речи, для концентрации внимания, как настрой на положительную эмоциональную волну, для снятия напряжения (физминутки).
Для физминуток пословицы и поговорки обыгрывались следующим образом:
- проговаривание в разном темпе с разным интонационным подтекстом (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно);
- проговаривание, сопровождаемое определенными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями);
- импровизационное инсценирование (персонально или по группам);
- создание приветствий.
Также в свободное время мы использовали игры-конкурсы:
«Пословичный круг»
Команды вступают в игру одновременно. В каждом кругу игроки по очереди произносят пословицы и передают эстафетную палочку. По условиям игры, ранее названные пословицы повторять нельзя.
«Кто кого переговорит»
Команды детей хором произносят пословицы по очереди. По условиям игры повторять пословицы нельзя. Побеждает та команда, которая продержится дольше всех.
«Продолжи начатое»
Играющие становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, произносит начало пословицы и бросает мяч одному из игроков, который должен договорить конец пословицы и вернуть мяч ведущему. Не справившиеся с заданием из игры выбывают. Игрок, продержавшийся дольше всех становится ведущим.
«Пословичная лента»
Два игрока, по сигналу ведущего начинают сматывать ленту, двигаясь к центру. Одновременно они произносят пословицы, побеждает тот из участников, который смог смотать больший кусок ленты и при этом не сбился в пословицах.
Закрепляли выученные пословицы и поговорки в таких заданиях, как «Подбери пословицу». Детям нужно было разделить пословицы по темам «Уборка урожая», «Времена года», «Мои друзья», «Дело и труд».
Используя в своей речи пословицы, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. То есть, развивается речь и мышление дошкольника.
До настоящего времени в психолого-педагогической литературе, посвященной обучению и воспитанию детей, не сложилось целостной системы использования малых форм устного народного творчества.
Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем нравственные качества личности, обогащаем речь, развиваем мышление, используя разнообразные приемы, которые позволяют сделать эту работу интересной и наиболее эффективной.
Поэтому для преодоления имеющихся проблем в развитии детей целесообразно использование в работе пословицы и поговорки, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счет знакомства с образностью и многозначностью родного языка, развития мышления и других психических процессов.