Ирина Лейкам
Развитие музыкальных способностей детей
▼ Скачать +Заказ
Одной из центральных в музыкально-психологических исследованиях является проблема музыкальности и музыкальных способностей, решение которой может повлиять на практику музыкального воспитания и образования. Показательно в этом смысле определение способностей, данное Н. С. Лейтесом: «Способности – это отдельные психические свойства, обусловливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности». При прочих равных условиях (уровень подготовленности, навыки, знания, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальный результат по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного ребенка являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей» размещена в разделах
Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлением различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.
В настоящее время в связи с общей гуманизацией воспитания и образования проблема развития детских способностей приобретает все большее значение, поскольку усилия педагогов и психологов направлены на формирование гармонично развитой личности, максимально реализующей свой потенциал.
Для успешного решения данной проблемы большое значение, в том числе, имеет развитие музыкальных способностей, а также детской активности и самостоятельности. При этом большую роль отводят музыкальному искусству. Приобщение дошкольников к музыке вводит ребенка-дошкольника в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.
Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. Каждая музыкальная способность связана с определенной стороной музыкальной деятельности и не может существовать сама по себе. Б. М. Теплов выделяет три основные способности : 1 – ладовое чувство как эмоциональное переживание различение ладовых функций; 2 – произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии; 3 – ритмическое чувство. Эта способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма.
Успешность данного процесса связана с возможностью проявления себя в музыкальной деятельности. Наиболее благоприятными в этом смысле являются такие виды деятельности, которые просты и доступны детям дошкольного возраста, не требуют специальной подготовки и долгого обучения, опираются на привычную форму игры.
Способности большинством исследователей определяются как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.
Таким образом, музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие музыкальность.
Музыкальность, как пишет Б. М. Теплов, это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т. е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.
Своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности понимается большинством исследователей как музыкальность. Ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку, способность произвольно оперировать, музыкально-ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность.
Главным показателем музыкальности считается эмоциональная отзывчивость на музыку, а к основным способностям относятся те которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом в музыкальном слухе выделяется два компонента - перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными компонентами комплекса музыкальности считается тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.
Современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это :
- ладовое чувство;
- способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями;
- музыкально-ритмическое чувство.
У каждого человека имеется оригинальное сочетание способностей, определяющее успех протекания той или иной деятельности.
«Проблема музыкальности — это проблема прежде всего качественная, а не количественная». У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ребенок, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития.
Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Поэтому при диагностике способностей бессмысленны какие-либо испытания, тесты, не зависящие от практики, обученности, развития. Музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.
Вообще, в музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями понимаются : музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память, где музыкальный слух разделяют на звуковысотный и тембровый слух.
Для создания оптимальных условий, способствующих формированию музыкальных способностей необходимо учитывать возрастные, психофизиологическиеособенности ребенка.
Формирование и развитие музыкально-творческих способностей проходит ряд этапов, соответствующих уровням развития : репродуктивный, преобразующий и творческий. Эффективности работы педагога для решения данной проблемы и развития способностей дошкольников до уровня творчества способствуют множество факторов, среди которых следует особенно отметить систематичность и целенаправленность данной работы. Поэтапность, стремление постепенно усложнять задания, творческий и игровой характер заданий повышают эффективность данной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания в детском саду». М., 1989.
2. Теплов Б. М. «Психология музыкальных способностей». М. -Л., 1947 г.
3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Под. ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб: Изд-во «Акцидент», 1995 – 288 с.