Елена Новикова
Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве
▼ Скачать + Заказать документы
Речь играет важнейшую роль в развитии всех психических функций ребенка дошкольного возраста. В развитии речи ребенка можно выделить основные задачи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи.
Данные задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства. С каждым возрастным этапом происходит усложнение содержания речевой работы, происходит смена методов обучения. В дошкольном детстве детей обучают общаться, сосредотачиваться на партнере. В речевом развитии существуют способы общения : речевое и неречевое (т. е. умение спросить, ответить, подобрать правильную интонацию, жесты, мимику). Речевое развитие является стержнем психического развития ребенка, с помощью речи ребенок познает окружающий мир.
Публикация «Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве» размещена в разделах
Процесс овладения родным языком – это закономерный процесс развития человека. Огромную роль в обучении родному языку играют такие психические процессы как: развитие мышления, воображения, памяти и другие. А также большое значение в развитии речи и психики ребенка играет эмоциональная сфера. В дошкольном детстве дети даже без специального обучения начиная с младшего возраста, проявляют интерес к языковой деятельности, т. е. «экспериментируют» словами, придумывают новые слова. Осознание языковой речи создает интерес к родному языку, тем самым обеспечивает творческий характер речи, способствуя её развитию.
Заключительной целью обучения является полноценное развитие всех сторон речи ребенка. В процессе развития речи и речевого общения дети усваивают язык эмоций, учатся сопереживать, понимать свои чувства и чувства других людей. Данная способность формируется в процессе обучения и развития творческих способностей ребенка, а также практического взаимодействия с окружающей действительностью. Развитие речи и речевое общение тесно связано с эмоциональной чувствительностью ребенка, его отношение с взрослыми и сверстниками: интонационное обращение к ребенку, темп речи, тон общения.
Из всего этого следует, что языковая способность – это совокупность речевых умений и навыков, позволяющая ребенку понимать и делать новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией. Развитие языковой способности тесно связано с таким понятием как «культура речи» (т. е. умение пользоваться речью в соответствии с целями и задачами, с эмоциональной сферой (умение сопереживать, понимать свои чувства и чувства других людей). На мой взгляд, данные положения являются ведущими в формировании языковых и творческих способностей детей дошкольного возраста.