Гузаль Мухамедьярова
Развитие музыкальности детей с ОВЗ в процессе игры на музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкальности детей ОВЗ дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах
Автор: Мухамедьярова Гузаль Аликовна
Организация: МАДОУ «Детский сад №17»
Населенный пункт: Челябинская область, г. Златоуст
Темочки:
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальное развитие
- Музыкальные инструменты
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
ЦЕЛЬ: обогащение духовной культуры детей, развитие творческих способностей дошкольников средствами игры на детских музыкальных инструментах.
ЗАДАЧИ
Расширять музыкальный кругозор детей, через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
Воспитывать интерес и любовь к музицированию.
Вовлекать детей дошкольников в разные виды деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных инструментов – игрушек.
Творческое развитие природных музыкальных способностей детей
Привитие навыков элементарного музицирования
Развитие индивидуальности ребенка
Развитие способностей к спонтанному творческому поведению
Создание предпосылок к формированию творческого мышления
Улучшение психологической атмосферы в группах, выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между взрослыми и детьми.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Информационное пространство, в котором находятся современные дети, значительно расширяет их кругозор, развивает познавательный интерес, но, зачастую, не может в полном объеме удовлетворить духовные потребности и раскрыть индивидуальность ребенка. Чтобы взаимодействовать с современными детьми, педагогу самому необходимо быть современным. Не отрицая традиционные приемы и методы, все же находить новые способы сотрудничества.
За основу своего опыта я взяла программу «Ладушки» ( авторы: И. Каплунова, И. Новоскольцева) и программу Кононовой Н. Г. «Обучаем игре на детских музыкальных инструментах», так как это уникальная возможность:
развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;
воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;
проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;
воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;
тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.
В основу моей работы положены ведущие дидактические принципы
Принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, их органическую взаимность.
Принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических, познавательных процессов.
Принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства – народного, классического и современного.
Принцип последовательности, подразумевающий логическое усложнение задач музыкального образования детей 3 – 7 лет и художественно – образной основы содержания музыкального репертуара.
Принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального фольклора знакомить детей с бытом, традициями, обрядами русского народа, их песнями, танцами, инструментами.
Принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результат, ядром которого выступают ведущие линии музыкального развития ребенка.
Аналитический этап работы
Работу по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах стараюсь проводить организованно и последовательно.
Знакомство с инструментами осуществляю во время ОД, в группах, уделяя обучению 5-7 минут, и во время индивидуальной работы с детьми. Вместе с воспитателями стараюсь применять разнообразные методические приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, фланелеграфа, музыкальных лесенок, слушание музыки в аудиозаписи и т. д.
Обучение игре на музыкальных инструментах в процессе занятий требует немало времени. Со многими музыкальными инструментами знакомлю детей с учетом возрастных особенностей дошкольников.
С остальными инструментами, которые используются в оркестре, в отдельных небольших ансамблях, в некоторых музыкально-дидактических играх, во время индивидуальных занятий. Обучение игре на них осуществляется также в свободное от занятий время.
Занятия с группой
В старшей группе на индивидуальных занятиях учу детей играть в ансамбле.
В подготовительной школе группе требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются. Дети играют ансамблем и в оркестре.
Надо отметить, что многие дети слушают свою игру, чувствуют, когда ошибаются.
Большую индивидуальную работу с детьми, обучающимися игре на ложках. В основном учу на музыкальных занятиях, индивидуально обучаю тех, кто играет в замедленном темпе, не соблюдает ритм, не слышит аккомпанемент.
Игра в ансамбле или оркестре требует от детей соблюдения общей динамики, темпа, этому тоже учу на индивидуальных занятиях.
На бубне дети начинают учиться играть в среднем звене детского сада. С этого же возраста с детьми можно заниматься индивидуально.
Обучение на ложках
Большую роль в успешном обучении детей игре на ложках играет помощь родителей. Родители являются не только сторонними слушателями, но и участниками процесса, овладевают мастерством игры на ложках, а также вносят свой вклад в изготовление музыкальных инструментов. Чтобы у детей творческий процесс проходил непрерывно, навыки закреплялись и развивались, материал обязательно повторяется во время домашнего музицирования.
Обучение игре на деревянных ложках оказывает большую помощь в музыкальном воспитании детей, а это в свою очередь способствует сохранению русских народных традиций, культуры. Мы стараемся сохранить традиции нашего народа, а вместе с тем сохранить в детской душе то национальное богатство, которое нам передали предки.
Прошло время, и мы научились играть на двух ложках. Наши ребята с удовольствием играют на ложках, нам очень нравится этим заниматься. Мы выступаем на концертах, участвуем в конкурсах. В репертуар ансамбля обязательно будем включать музыку известных композиторов, которую раньше считали трудной и несовременной.
Перспективы дальнейшего развития игры на ложках
Продолжать знакомство с традициями народной культуры:
русскими календарными праздниками;
народным песенным искусством.
Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах :
совершенствовать технику игры на двух ложках;
находить новые приемы игры на ложках;
выступать перед родителями на утренниках.
С помощью родителей и воспитателей сделать театр ложек.
Оркестр «ГАММА»
Методика основы обучения игре на детских музыкальных инструментах, как средства развития музыкально – творческих способностей дошкольников взяты из пособий:
Буренина А. И. ,Тютюнникова Т. Э. «Тутти» ООО РЖ «Музыкальная палитра», 2012.
Тютюнникова Т. Э. Весёлая шарманка. – М. 2009
Тютюнникова Т. Э. Сундучок с бирюльками. –М. 2009
Результатом реализации данной технологии выступают:
Развивается чувства ритма;
Совершенствуется звуковысотный, мелодический слух;
Развивается музыкальная память;
Дети чутко улавливают смену характера музыки (определяют лад произведения);
Приобретают такие качества, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
Умеют сконцентрировать внимание;
Мышление становится развёрнутым, появляются аналитические способности;
Развивается мускулатура и мелкой моторики пальцев рук;
Учатся фантазии, проявляются творческие способности, приобретается музыкальный вкус, учатся понимать и любить музыку;
Формируется у детей чувство коллективизма и ответственности.
У детей появляется выдержка, настойчивость в достижении цели;
Дети проявляют творческую инициативу;
Дети раскрываются эмоционально.
Анализ проведенной работы.
Проведенная работа по обучению игры на музыкальных инструментах :
- обогатила детей опытом восприятия музыки;
воспитала интерес к детским музыкальным инструментам;
способствовала развитию чувство ритма;
научила различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;
способствовала обучению правильным приемам звукоизвлечения;
Игра на музыкальных инструментах является важным средством для активизации музыкальной памяти и фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности детей дошкольников. Как говорил Л. Н. Толстой «музыка – высшее в мире искусство» и я, как музыкальный педагог, призвана помочь детям войти в мир Музыки, понять её законы, приобщиться к её таинствам. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично все музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребенку почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все разнообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц, животных, таинственным шорохам леса, листьев, завываниям ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости умения слышать и слушать рождалась музыкальность – природой данное человеком свойство.
Еще Дмитрий Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь Музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее!
«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей…»
В. А. Сухомлинский