Наталия Черкасова
Развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через комбинированную систему сольмиза
▼ Скачать + Заказать документы
Вхождение ребёнка в музыку, освоение музыкального языка представляет собой длительный и трудоёмкий процесс, который включает ряд важных задач. К ним относятся: обучение нотной записи и чтению с листа, развитие ладового чувства и многое другое, но в первую очередь - развитие музыкального слуха, то есть способности воспринимать звуки, отличать их друг от друга и точно воспроизводить.
Публикация «Развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через комбинированную систему сольмиза» размещена в разделах
Обучить детей нотной грамоте – очень сложная задача. Но посадить всех школьников за столы с клавиатурой - идея, столь же желанная, сколь и утопическая. Известно, что эффект восприятия всегда сильнее, если слушатель…сам каким-то образом участвует в исполнении. Тогда возникает вопрос: как наиболее эффективно развивать у детей музыкальный слух? Известно, что работа по развитию музыкально слуха протекает тем успешнее, чем большее количество анализаторов (слуховой, зрительный, двигательный, осязательный, тактильный) создают звуковые представления. Но особое значение имеет взаимодействие голоса и слуха, психо-физиологические механизмы которых сообщаются между собой. Опираясь на данные понятия, многие педагоги – музыканты (П. Гален, Дж. Керве, Ж. Ж. Руссо, Э. Пари, Э. Шеве, З. Кодай, Н. А. Долматов и другие) долгие годы создавали свои системы по развитию музыкального слуха путём обучению сольмизации. Некоторые из них опираются на различные, порой совершенно несовместимые подходы. Наиболее распространёнными из них являются абсолютная и относительная системы. Обе системы имеют большую значимость в области освоения музыкальной грамоты, развития музыкального слуха, но различны по своим структурам и методикам.
Абсолютная система сольмизирования (её основоположник – Гвидо Д’ Ареццо) включает изучение нот, интервалов, тональностей – нотной грамоты, является стандартной, классической и повсеместно распространена на уроках сольфеджио в музыкальных школах и студиях. Она ориентирована на выработку относительно сложной базовой ладовой структуры (опирающейся, как правило, на полную диатоническую гамму). Освоенный учащимися лад развертывается, момент ладового становления, свободного импровизационного оперирования звуковыми структурами приглушен. Внешний эстетический эффект пения при работе по данному методу может казаться скромным. Но он и не рассчитан на это: задача состоит в том, чтобы заложить основы для длительного постепенного роста учащихся, терпеливо сумевших преодолеть первоначальные трудности в развитии музыкального слуха.
Другой подход демонстрирует система относительной сольмизации (релятивная, ручная система знаков и символов, буквенная, цифирная, «стелбица»). Ее создатели (З. Кодай, Э. Шеве, Н. Долматов, В. Брайнин-Пассека и другие) считают принципиально важным с самого начала занятий по развитию музыкального слуха заложить в сознание учащихся ряд относительно простых ладовых структур, которые могут быть легко перенесены на другую высоту. Опора ладовой логики на вокально-голосовые ощущения играет в данном случае меньшую роль, становится более гибкой. Тем самым довольно скоро достигается уровень интонирования, способный произвести выигрышный эстетический эффект, вызвать яркое художественное впечатление. Не смотря на то, что система относительной сольмизации не является традиционной и больше имеет любительский характер, её методики уникальны, эффективны и интересны в работе с детьми.
Какую же систему сольмизирования следует предпочесть, какая из них даёт оптимальные результаты?
Восемь лет я работала учителем музыки и педагогом дополнительного образования в общеобразовательной школе. В начале своей профессиональной деятельности я занималась с учащимися первых и вторых классов только по относительной системе. Данная система включает постепенное освоение ручных знаков – символов с их пропеванием (-зо-, -на, -ви-) – и применение этих символов и показов на небольших народных попевках, поговорках, песенках, например, «Андрей, воробей», «Петушок», «Уж как шла лиса по тропке» и т. д. В процессе освоения данной системы песенный репертуар выстраивается по пути постепенного усложнения в отношении объёма и интонационного разнообразия.
В первом классе учеников очень заинтересовала эта система. Они старательно учили символы и показы, легко запоминали народные попевки и с удовольствием их исполняли. Но при этом были и определё нные недостатки: учащиеся часто путали названия звуков, не всегда могли соотнести их с ручными показами; быстрый темп всегда приводил детей в замешательство. Но главным для меня было то, что пели дети интонационно точно и даже выразительно. При этом они старательно и усердно напрягали свой слух, чтобы соотнести звуки песни с ручными знаками и показать их. К концу первого года обучения почти все дети в классе пели интонационно чисто, точно выстраивая унисон.
На втором году обучения я продолжила освоение с детьми системы относительной сольмизации, но оказалось, что детям было уже не столь интересно работать по уже выученным знакам. Им хотелось больше узнать о нотной запаси. Я поняла, что относительной системы не достаточно для освоения музыкальной грамоты и постепенно стала знакомить учащихся с абсолютной системой. В течение года ученики выучили гамму, трезвучие, знаки альтерации, научились писать скрипичный ключ и ноты, распознавать их на нотном стане, а также исполнять несложные песенки на звуках гаммы. Необходимо отметить, на этом этапе я столкнулась со следующей проблемой: после заученных в первом классе слоговых названий, ноты давались учащимся с трудом. Детям было тяжело переучивать слоги.
Сделав выводы из своей работы, я решила частично синтезировать две эти системы и разработала такой подход, при котором:
- продолжая работать с учащимися первых классов по системе относительной сольмизации, я заменила слоги (-зо-, -на, -ви-….) на названия нот (до, ре, ми);
- попевки и песенки с учащимися разучивались с названиями нот;
- учащиеся первых классов стали изучать азы нотной грамоты: нотный стан, скрипичный ключ, расположение нот на нотоносце, трезвучия главных ступеней и. т.
Таким образом, ручная система звуковысотных знаков осталась в силе, но не со слоговыми названиями, а с названиями нот. Также ученики не только пропевали гамму и показывали её ручными символами, но и записывали её на нотном стане, что делало обучение более наглядным. Кроме того, ученики продолжили изучение попевок и песенок, но уже с названиями нот.
Во втором классе ученики продолжили освоение двух систем, но с большим уклоном в сторону абсолютной системы. Изучив лады мажора и минора, знаки альтерации, постепенно осваивая пение по нотам, они начали записывать несложные песенки нотами на доске, а также распознавать звуки гаммы по слуху, даже по несколько звуков.
Такой методический подход позволил развивать музыкальный слух учащихся через четыре главных вида восприятия – слуховое (слушание звучания, речевое (пение, двигательное (пластическое интонирование) и зрительное (записи в тетрадях и на доске).
Начальная ступень данной системы сольмизации также подойдёт и детям старшего дошкольного возраста, ведь комбинированное восприятие через слух, голос, глаза и движения содержит в себе и игровой компонент, который является неотъемлемой частью полноценного развития будущей личности.
Список литературы
1. Агажанов А. Об абсолютной и релятивной системах курса сольфеджио // Воспитание музыкального слуха. - М. : Музыка, 1977. - С. 78-85;
2. Альбрехт К. К., Руководство к хоровому пению по цифирной методе Шеве, M., 1868;
3. Брайнин В. Б. О некоторых возможностях развития абсолютного слуха// Методолого – методическая подготовка учителей музыки. Материалы 7 научно- практической конференции. М. : МПГУ, 2002.-с. 119-230.
4. Брайнин – Пассека В. Б. Система «Развитие музыкального интеллекта у детей»., 1990 год
5. Бычков Ю. О системном характере ладовой организации в музыке / Автореф. дис.. канд. искусствоведения. - Вильнюс, 1988.
6. Бычков Ю. Н. Основы формирования мелодического ладового слуха : Лекция/ РАМ им. Гнесиных – М., 1993 ( Сайт : yuri317.narod.ru/ofmls/index.html)
7. Вейс P., Абсолютная и относительная сольмизация, в кн. : Вопросы методики воспитания слуха, Л., 1967
8. Долматов Н. А. Система относительной сольмизации, применяемая кафедрой теории и истории музыки. – М. : МПГИ им. Ленина, 1973 – 35с.
9. Долматов Н. Сольфеджио в музыкальных классах общеобразовательной школы / Методическая разработка для студентов муз. -пед. факультетов музыкальных вузов. Ч. 1-3 / МГПИ им. В. И. Ленина. - М., 1981, 1984.
10. Куцанов В. Использование элементов относительной сольмизации на уроках сольфеджио. - М., 1975.
11. Масленкова Л. М. Интенсивный курс сольфеджио : Метод. Пособие для педагогов. – СПб. : Союз художников, 2007. – 175с.
12. Современное музыкальное образование - 2003 : Материалы международной научно-практической конференции. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 329 с. Маслёнкова Л. М. «Профессионалы и профессионализм».