Оксана Севостьянова
Развитие музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие музыкально-сенсорных способностей
детей раннего возраста.»
Я работаю в специализированном доме ребёнка с детьми с органическим поражением ЦНС, с нарушением психики. Наиболее благоприятной почвой для развития сенсорных способностей у детей в возрасте 1,5 – 3 лет в своей работе считаю: занятия с музыкальными игрушками и музыкально-ритмические движения.
Публикация «Развитие музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Игра – основной вид деятельности малышей, поэтому игровые приёмы стали основными в моей работе. Развитие звуковысотного слуха начинаю с формирования слуховой сосредоточенности, т. е. вырабатываю умения у детей вслушиваться в звуки музыки, особенно прислушиваться к началу и окончанию мелодии.
В группах с детьми в возрасте от 1, 5 до 2 лет говорю: «Сейчас заиграет музыка и наши ручки попляшут». Звучание музыки дети встречают радостными возгласами, сопровождая движениями рук, окончание – тем, что удивлённо разводят руки в стороны «Нет музыки! Музыка сейчас заиграет и, дети полетят, как птички».
Следующий этап в работе – слушание инструментальной музыки, написанной в ярко контрастных регистрах: «Мишка», «Зайчик» муз. Г. Фрида. Дети с удовольствием слушают пьесы, которые сопровождаются музыкально-двигательным показом. Быстро запоминают их. Показ игрушки во время слушания «Мишка» муз. Г. Фрида даёт возможность закрепить представления детей о звучании низкого регистра. При слушании музыки «Зайчик» Г. Фрида дети протягивают ладошки для того, чтобы зайчик попрыгал и поиграл с ними.
Игрушки подбираю с нефиксированной высотой звучания для того, чтобы дать детям запас звуковых образов: поёт птичка, мяукает кошка, играет дудочка. Все игрушки звучат в высоком регистре. И наоборот, с интересом дети слушают, как рычит мишка (низкий регистр).
Малыши очень любят музыкальные игрушки. На занятиях с подгруппой детей предлагаю игру «Барабан и погремушка», где дети играют на барабане, а я при этом читаю стихи:
Барабан стучит, стучит,
Ножкам он шагать велит.
При этом дети выполняют движения. Затем показываю детям погремушку и при этом также прочитываю стихи:
Погремушечка звенит,
Ручкам поплясать велит.
Дети выполняют несложные движения ручками «фонарики».
Чтобы продлить интерес к игре постоянно выбираю разных ведущих, что позволяет привлечь к игре малоактивных детей.
Подбираю песенный материал так, чтобы слушали дети и интонировали звукоподражания в разных регистрах: «Собачка», «Кошка» муз. А. Александрова, «Корова» муз. М. Раухвергера.
Я стараюсь связать звучание контрастных регистров с величиной игрушек. Для этого использую дидактические игры «Кошка и котята», «Большая птичка и маленькая». Игра «Курочка и цыплята» на фланелеграфе выкладываю фигурки цыплят. С интересом рассматриваем их с детьми. Говорю малышам, что цыплята пищат тоненьким голоском: «Ти-ти-ти!». Так они зовут свою маму. Выставляю на фланелеграфе курочку: «А вот и мама – курочка пришла, и цыплята перестали пищать». Этот эпизод из игры включаю несколько раз на занятиях
По моей просьбе некоторые дети сами включаются в игру (самостоятельно имитируют звуки животных). Когда большинство детей включаются в игру, говорю им: «Вышла курочка, увидела цыплят, обрадовалась и песню запела: «Ко-ко-ко!». Среди детей находятся и желающие подпевать курочке. На нескольких занятиях предлагаю детям подпевать оба звукоподражания, затем усложняю задание: когда поёт курочка и когда поют цыплята. При этом использую фигурки на фланелеграфе или карточки с изображением курочки и цыплят. Ребёнок, прослушав песню, показывает курочку или цыплёнка под соответствующую музыку.
Для закрепления этой работы с детьми использую дидактические игры «Кто так поёт?», «Чьи детки?» в основе которых лежат дидактические игры «Кто это?», «Ну-ка, угадай-ка». Игровые образы, естественно, подводят детей к жизненным ассоциациям, помогают развитию звукоразличия.
Для развития у детей звуковысотного слуха провожу занятия с игрушками. Подбираю игрушки по-разному звучащие – мишка, кукла, кошка, птичка. Я предлагаю малышам послушать, как рычит мишка и как говорит Ляля. Затем провожу игру. Прячу за ширму игрушки, затем поочерёдно воспроизвожу звучание. Эту работу с игрушками провожу на нескольких занятиях с усложнением, чтобы дети закрепили предложенный им материал.
Большое внимание уделяю в своей работе над развитием у детей ритмического слуха, начинаю эту работу в группе с детьми 1.5 – 2 лет
Я знакомлю малышей с музыкальными игрушками : бубном, погремушками, барабаном, колокольчиками, металлофоном, (а также с недавнего времени по программе «Кроха») с деревянными ложками.
Большой интерес к этим инструментам рождает у детей желание действовать с ними, т. е. звенеть, ударять ладошкой, стучать палочками и т. д. Музыка организует эти действия, способствует передаче определённых ритмических рисунков.
В дидактической игре «Бубен» дети могут передавать ритмический рисунок, состоящий из четвертей при двухдольном размере. Ребёнок, взяв бубен, сразу старается действовать с ним. Я говорю: «Давай играть вместе. Музыка играет и ты играй на бубне. Музыка закончится, и бубен не звенит». Некоторые дети самостоятельно могут передать на бубне более сложный ритмический рисунок, т. е. отмечают не только четверти, но и восьмые доли такта.
Малышам 1.5-2 лет трудно передавать ритмический рисунок марша, бега в силу из возрастных особенностей. Чаще всего музыка лишь эмоционально окрашивает их движения (бег детей за зайчиком, собачкой, бабочкой). Более доступны для передачи ритмических рисунков народные плясовые, сопровождающие пляски детей. Через движения рук (хлопки, повороты рук кистями) малыши более точно передают ритм музыки.
С детьми второго года жизни часто использую пляску «Вот как пляшем» бел. нар. мел., обр. Р. Рустамова, где даже самые неактивные дети принимают участие в пляске.
На занятиях постоянно использую игровые приёмы, стараясь вовлечь детей в процесс подпевания, учу подпевать в общем темпе, хотя надо признаться, это очень сложная работа и требует постоянной системы. Это даёт возможность успешно решать задачу развития ритмического слуха.
В целях всестороннего музыкального развития провожу работу по развитию тембрового и динамического слуха, так как в дальнейшей исполнительской деятельности, например в пении, ребёнок должен находить нужную силу звучания, его тембровую окраску.
В развитии динамического слуха детей 1.5-3 лет широко использую дидактические игры. они дают возможность познакомить малышей с ярко контрастными динамическими нюансами. Например, игра «Тихо – громко». Определённое место занимают подвижные игры. В игре «Мишкины шишки» А. Бурениной, детей увлекает смена движений: то они собирают шишки., то, наоборот., из его корзиночки разбирают их, тихо сидят на коврике, наблюдая, как ходит мишка и ищет свои шишки. В игре «Ой, летали птички» из сборника А. Бурениной, дети с большим удовольствием выполняют роль маленьких птичек и быстро меняют движения с приближением игрушки – собачки. Они внимательно вслушиваются в сигнал опасности.
Развитие тембрового слуха начинается со знакомства с детскими музыкальными инструментами : бубном, металлофоном, барабаном и др. Например, в игре «Где музыка» (Р. Зинич, В. Кукловской) дети слушают мелодию, исполняемую на металлофоне. Затем я закрываю платочком металлофон и спрашиваю детей : «Где музыка?». Дети находят металлофон. Эту игру часто провожу, меняя инструменты, в группе «Светлячок», в которой живут дети второго года жизни.
Малыши 1.5-2 лет накапливают запас тембровых звучаний, который позволяет детям группы «Солнышко» свободно ориентироваться в них. Дидактическая игра «Угадай на чём играю?» даёт возможность различать тембр музыкальных игрушек. Предлагаю детям отгадать, на чё м я буду играть: барабане, бубне, дудочке. Ребёнок, отгадавший название звучащего инструмента, играет на нём.
Игру усложняю внесением новых музыкальных игрушек, погремушек, металлофона. Разнообразные игровые приёмы поддерживают интерес к выполнению заданий.
Воспитатели в группах помогают создать радостное настроение у детей перед музыкальным занятием. С большим желанием дети приходят на музыкальные занятия, ожидая встречи с музыкой, любимыми игрушками. В группах выделено место для музыкальных игрушек и пособий, что даёт возможность закреплять навыки, полученные на музыкальных занятиях.
Таким образом, проводимая мною работа по совершенствованию методов и приёмов с детьми в условиях дома ребёнка по музыкально-сенсорному воспитанию позволяет говорить о повышении её эффективности в группах раннего возраста.