Зоя Николаевна Родина
Развитие музыкально-ритмических движений (часть вторая)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкально-ритмических движений (часть вторая)
В средней группе продолжаю работу: дети слушают инструментальную музыку разного характера и обязательно с анализом услышанного. Учу их определять двухчастную форму, но не все могут дать характеристику музыке, тогда помогаю детям вопросами: «Вся ли музыка одинаковая?» и как правило большинство детей справляются с заданием. Я обращаю внимание на характер музыкального произведения в целом и мы вместе разбираем музыку, что бы ребёнок имел представление, о то, что музыка рассказывает. Это делают для того, что бы ребёнок мог правильно передать в дальнейшем и выразить через движение тот или иной образ. На музыкальных занятиях с детьми средней группы развиваю образные движения : стараемся выразительно изображать зайчика, белочку, лисичку, птиц и т. д. Такие игровые упражнения тренируют детей, что бы они легко прыгали на двух ногах, а если это мишка – то ходит переваливаясь с ноги на ногу, лисичка – пружинящая ходьба. Образно-игровые музыкальные упражнения, развивают не только пластичность, выразительность, но и воображение детей и их эмоции. И таким образом осваиваем спокойную ходьбу, бодрую ходьбу и марш.
Публикация «Развитие музыкально-ритмических движений (часть вторая)» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Но ходьбу чередую с бегом, а затем начинаю учить детей поскокам, а так же несложным элементам танца. Учимся водить хороводы, кружиться на носочках. Постепенно осваиваем движения в парах, не только ходьбу и бег, но и танцевальные движения в парах по кругу. К пяти годам дети хорошо узнают музыку марша, легкого беги, пляски. С большим вниманием и желанием двигаются под музыку. Усваивают все виды ходьбы, бега, прыжков. И здесь уже меньшую роль играет прямой показ взрослого. Показ движений важен только на этапе разучивания, а затем достаточно только назвать его. На музыкальных занятиях учу их самостоятельно определять жанр и правильно давать характеристику произведения. Дети очень хорошо слышат изменения, которые происходят в звучании музыки. Слух становится более тонким, поэтому дети слышат малейшие изменения в динамике звучания, ритмической структуры музыкального произведения. Но основной задачей является развитие музыкального восприятия, как основного и необходимого условия для развития музыкально-творческих способностей детей.
В программе по музыкальному воспитанию указанно, что трёх летние дети должны овладевать элементарными навыками ориентировки в пространстве, а именно уметь собираться в круг в играх, в хороводах, двигаться парами в плясках. Я считала, что дети этого возраста, к концу года, могут самостоятельно построиться друг за другом, как в начале занятия, так и в процессе перевода от игры или пляске к заключительной ходьбе. Но оказалось что это лишь при условии, если детки будут разбираться в характере музыки и в таких музыкальных структурах-формах, как марш, плясовая, колыбельная, т. е. иметь определённый опыт движений под музыку разнообразного характера, во время упражнений учиться ориентироваться в пространстве. В начале года детям, в силу особенностей их нервно-психического развития, ещё не доступны чёткие пространственные ориентировки. Дети не могут учесть последствия своих действий. Ребёнок может выполнить какое либо построение лишь по показу, лишь подражая. Поэтому во владении трёхлетним ребёнком пространственными ориентировками, большое значение имеет показ любых построений и перестроений взрослыми и более старшими детьми. Наблюдая маршировки, построения, упражнения более старших детей на занятиях, вечерах досуга, на утренниках, дети трёх лет от непрерывного копирования переходят к более сложному подражанию – осмысленному (по памяти). Этому способствовали напоминания детям: «Постройтесь друг за другом так, как старшие ребята», «Как красиво вчера старшие построили круг, давайте и мы так же построимся».
Развивая музыкальное восприятия и воспитывая сосредоточенность слухового внимания, я приучала детей реагировать на начало и окончание звучания музыки. Длительное время нам не удавалось воспитать это умение, но к концу года трёхлетние дети могли начинать и заканчивать плясовые движения, точно с началом и концом музыки. Вместе с воспитателями использовали гораздо более обширный музыкальный материал, чем указан в программе, часто исполняли знакомый репертуар, повторность программного материала, так же как и дополнительного, никогда не вела к ослаблению, а наоборот, давала детям свободу действий, делала их движения более выразительными. Новый материал, аналогичный по заданию, позволял сохранять возникающие у ребёнка временные связи вырабатывать гибкость динамического стереотипа. Этот материал мы так же неоднократно повторяли, что бы у детей выработать устойчивые умения закреплять условно-рефлекторные связи в слухо-двигательном и зрительном анализаторах. Если в начале занятий я не наблюдала у детей при движении выраженных эмоций при восприятии музыки, то с течением времени у них всё заметнее стало выявляться удовлетворение от слаженности своих движений с музыкой. Это выражалось в их мимике, жестах, радостных возгласах, желание повторить то или иное упражнение, игру, пляску и в вопросах после окончания занятий звучали слова: «А когда мы опять будем играть?», «А когда мы опять к вам придём?».
Ориентировка в пространстве.
Дети младшей группы легче осваивают в игровой форме различные упражнения на ориентировку. Одно из упражнений, когда дети перестраиваются в пары из состояния в рассыпную, т. е. на первую часть музыки бегают в рассыпную, а на вторую часть, взявшись за руки кружатся шагом до конца музыки. Большое внимание уделяю этому разделу в младшей группе. Дети, получившие подготовку по развитию ориентировки в пространстве, легче выполняют перестроение в играх, плясках и упражнениях. Это облегчает задачу по обучению детей музыкально-ритмическим движениям. Результаты позволяют быстрее обучать детей различным видам музыкально-ритмических движений, а так же улучшать качество исполнения. В соответствии я подобрала специальные упражнения на развитие ориентировки в пространстве, с учётом постепенного усложнения.
Работа над освоением основных движений.
Так же начинается с младшей группы – это ходьба, пружинка, прямой галоп, прыжки. С января работаю над техникой высокого шага и начинаю пытаться работать с поскоком и высоким бегом. К работе над этими упражнениями так же подключаю воспитателей. К концу года дети уже осваивают эти движения, но в процессе обязательно слежу за правильностью их исполнения, что бы было всё качественно, обязательно показываю сама и выполняю вместе с детьми, в дальнейшем при обучении использую показ воспитателя. Конечно, дети в силу своих возрастных особенностей, не всегда могут сразу точно воспроизвести показанное движение, но они с самого начала видят перед собой правильный показ, и постепенно овладевая движением, приходят к правильному исполнению данного движения.
Возьмём к примеру упражнение «Пружинка», на русскую народную мелодию «Ах, вы сени». Показывая это упражнение ставлю ноги в основную стойку, т. е. пятки вместе, носки врозь. В мягких прыжках работает вся ступня, колени развожу в сторону, спина прямая, руки на поясе. Тщательно слежу за положением корпуса в этом упражнении и за разведением колен в стороны, т. к. это типичные ошибки при выполнении данного упражнения. Использую и показ движений силами детей, правильно выполняющих их. Этот приём порой оказывается более эффективным, чем показ взрослого.
Очень помогает мне в работе использование образно-игрового метода, в сочетании с правильным показом. Этот метод позволяет довести до сознания детей в образной форме основные требования к правильному исполнению движений, например: упражнение «Лошадка», музыка Потоловского. Показываю и объясняю детям, как скачет лошадка с крепкими ножками. Младшей группе не ставлю перед собой задаче специального обучения детей основным движениям, специально не работаю над качество их исполнения, а только побуждаю детей к их освоению. На каждом занятии дети успевают и на лошадке покататься и попрыгать, как зайчики и т. д. Занятия провожу в темпе, дети быстро меняют виды движений, поэтому они не устают, и у них не теряется интерес к занятию, несмотря на определённую нагрузку.
В средней группе работа продолжается, использую те же приёмы и методы над освоением музыкально-ритмических движений. По прежнему не требую качества их исполнения, но прибавляю работу с детьми над движением рук. Использую опять же упражнения без музыки. Эти упражнения направлены на снятие у детей напряжения мышц рук. После, когда усвоят движения, прибавляем музыкальное сопровождение. Ввожу широко упражнения с предметами: с лентами, султанчиками, цветами, листочками и т. д.
Таким образом я закладываю прочный фундамент для дальнейшего освоения детьми основных движений и уже в старшей группе они поднимаются на одну ступень выше.
В старшей группе я уже работаю над выразительностью и качеством выполнения основных движений. Это различные виды бега, поскоков, прыжков, т. е. те движения, которые используются в играх и плясках, а так же продолжаю работу с руками, что бы они были плавными, мягкими и выразительными. В подготовительной группе завершаю работу над освоением основных движений. Игры, пляски и упражнения, построенные на основных движениях, не вызывают у детей трудностей при их исполнении, кроме того, сокращается время на их освоение, а главное хороший уровень владения основными движениями позволяет детям свободно владеть своим телом, а значит шире использовать свои творческие возможности.
Стараюсь придерживаться определённой системы от группы к группе и в обучении танцевальным движениям.