Зоя Николаевна Родина
Развитие музыкально-ритмических движений (часть первая)
▼ Скачать + Заказать документы
В сфере дошкольного музыкального образования создаются различные программы, по отдельным видам деятельности.
Публикация «Развитие музыкально-ритмических движений (часть первая)» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Наш детский сад работает по программе «Истоки», где основной задачей является введение ребёнка в мир музыки с большой радости. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов, развивать слух, внимание, движения, чувство ритма. Развивать способность детей друг с другом, творчески использовать музыкальное впечатление – вот основные задачи.
На музыкальных занятиях использую : дидактический материал, игровые атрибуты, иллюстрации, музыкальные инструменты, аудиоматериалы, игрушки. Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, высокая активность, хорошее усвоение музыкального материала.
Я занимаюсь музыкальным воспитанием более 40 лет. В своей работе я изучаю и руководствуюсь лучшим опытом педагогов-теоретиков и педагогов-практиков. Систематизируя и обобщая свой собственный опыт, хотела бы рассказать о работе по одному из наиболее важных и сложных видов музыкальной деятельности – музыкально-ритмических движениях.
Формированию ритмического чувства у ребёнка способствует сама жизнь, его общение с окружающим миром и прежде всего, жизнедеятельность организма. «Способность оценивать маленькие промежутки времени, - писал И. Сеченов, - я считаю принадлежащей первично периодическим движением тела и по преимуществу тактом ходьбы. Развившись здесь она воспитала вторичный слух.» Многие педагоги ритмисты считали, что к развитию музыкально-ритмического чувства у детей надо приступать с усвоения ими процесса ходьбы под музыку. Музыкально-ритмические движения являются универсальными.
Учитывая большой объём музыкально-ритмического материала, я понимала, что обеспечить правильное освоение детьми, невозможно без планированной, разработанной системы от младшей группы до подготовительной. Перспективный план строю на конкретных возможностях данной группы. Репертуар должен отвечать всем требованиям: музыкальным и педагогическим. Нужно продумывать материал и пользоваться высокохудожественным.
Учитывая специфику всех видов движений и возрастные особенности детей, я выделила 4 основных направления, по которым провожу обучение музыкально-ритмическим движениям.
1. Развитие музыкального восприятия.
2. Развитие ориентировки в пространстве.
3. Освоение основных движений.
4. Обучение танцевальным движениям : играм и пляскам.
Работаю по всем четырём направлениям, но мне хотелось бы остановиться на характеристики каждого из направлений и показать, как происходит их развитие от одной группы к другой.
Особенно хочу остановиться на работе с детьми младшей группы, т. к. именно в этом возрасте закладывается прочный фундамент для дальнейшего успешного освоения детьми музыкально-ритмических движений.
Дети младшего возраста очень непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляют им большую радость. Эмоции – вот что получает ребёнок. Самое главное это положительная эмоция на музыку. Движение малышей ещё не точны и не координированные, поэтому разнообразие упражнений не велико и все они носят игровой характер. Поэтому, используя эту возрастную особенность, необходимо приобщать их к миру искусства как можно раньше. Работу с детьми я начинаю с ясельной группы, т. е. с детьми от 1,5-2 лет. Как только они услышать слова «музыка» или «послушаем музыку», затихали и смотрели на музыкальный инструмент. Пляски для этого возраста это прежде всего движения под весёлую, живую музыку, которая очень радует малышей. Дети второго года жизни уже достаточно слушают музыку. В играх и плясках они повторяют движения взрослого, слегка запаздывая, выполняют движения, диктуемые словами песен «Ладушки», «Баюканье» и «Пляска кукол». А так же плясовые движения : хлопки в ладоши, хлопки по коленям, пружинку, топанье одной ногой, повороты кистей рук – «Фонарики».
В период от 2 до 3 лет существенно изменяется социальная ситуация развития ребёнка. Помимо близких взрослых – родных ребёнка, в круг общения начинают включаться и другие взрослые – персонал детского сада.
К 3 годам ребёнок начинает уже верить в свои возможности. Именно к 3 годам возникает потребность действовать самому. Дети 3 года жизни уже могут выполнять различные движения (в плясках, играх) без предметов и с предметами, по показу взрослого, а так же движения в соответствии со словами, если они есть, и с музыкой. Но за частую дети заканчивают свои движения с небольшим опозданием, после прекращения звучания музыки. Виды основных движений, которые выполняются малышами под музыку, это ходьба, бег, прыжки. На музыкальных занятиях с детьми первой и второй младших групп мы выполняем следующие движения : хлопаем в ладоши и по коленям, хлопаем в ладоши и одновременно притоптываем одной ногой, бегаем и шагаем по кругу друз за другом, учимся пружинисто качаться на двух ногах, стучать каблучком, поочерёдно выставлять вперёд то правую, то левую ногу.
Положение рук варьируется: руки на поясе, одна рука на поясе, другая поднята, руки разведены в сторону, ладонями вверх, ручки «пляшут».
Но самое главное – выражать эмоции радости, грусти и передавать настроение подражательными образами: зайчик испугался, мишку радуется мёду и т. д.
Задача развития детей второго и третьего года.
- увлекать, удивлять и радовать детей музыкой.
- приучать внимательно её слушать.
- уметь различать контрастные особенности её звучания: громко-тихо, быстро-медленно, высокий-низкий регистр.
- учиться выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки.
Перечисляя основные направления в работе над музыкально-ритмическими движениями, я на первое место ставлю развитие музыкального восприятия, т. к. без него ребёнок не может выразительно двигаться, передавая характер звучащей музыки и не будет готов к самостоятельному музыкально-двигательному творчеству. Если развитие ориентировки в пространстве, освоение основных движений, обучение танцевальным движениям, осуществляется в работе над музыкально-двигательным материалом, то развитие музыкального восприятия происходит на занятиях по пению и слушанию музыки. Если у ребёнка хорошо развито музыкальное восприятие, то на занятиях по музыкально-ритмическим движениям у него будет сочетаться музыкально-слуховые представления с двигательными. Уже в младшей группе я побуждаю детей к активному движению и ставлю главное задачей умение быстро определять на слух характер звучащей музыки и умение самостоятельно отвечать на неё движением. Поэтому провожу работу с воспитателями младшей группы, знакомлю их с задачами в работе над музыкально-ритмическими движениями. Стараюсь, что бы дети самостоятельно выполняли движения и только при знакомстве с новым движением использую показ. И дети младшей группы справляются с заданием. Они узнают и реагируют движением на музыку, на начало и конец звучания музыки. Единственное, дети не могу охарактеризовать звучащую музыку словами, поэтому играя плясовую «Ах, вы сени» я говорю, что музыка весёлая и тут же даю контрастную музыку, т. е. грустную и обращаю на это внимание. Знакомлю детей с изменением темпа (быстро-медленно, динамикой звучания (громко-тихо, с изменением регистров (высоко-низко) и эмоционального настроя (радостная, весёлая или грустная). Постепенно дети учатся самостоятельно определять характер музыки. Они слышат двух и трёхчастную форму – начало и конец музыкального произведения. Дети этого возраста, если они посещали ясли, уже имеют некоторый опыт связи движений с музыкой. Дети этого возраста могут попрыгать, поплясать под весёлую музыку, постоять и послушать – грустную музыку. Они выполняют несложные образные движения под музыку : скачем на лошадке, паровоз едет, игра в снежки и т. д.
В средней группе продолжаю работу: дети слушают инструментальную музыку разного характера и обязательно с анализом услышанного. Учу их определять двухчастную форму, но не все могут дать характеристику музыке, тогда помогаю детям вопросами: «Вся ли музыка одинаковая?» и как правило большинство детей справляются с заданием. Я обращаю внимание на характер музыкального произведения в целом и мы вместе разбираем музыку, что бы ребёнок имел представление, о то, что музыка рассказывает. Это делают для того, что бы ребёнок мог правильно передать в дальнейшем и выразить через движение тот или иной образ. На музыкальных занятиях с детьми средней группы развиваю образные движения : стараемся выразительно изображать зайчика, белочку, лисичку, птиц и т. д. Такие игровые упражнения тренируют детей, что бы они легко прыгали на двух ногах, а если это мишка – то ходит переваливаясь с ноги на ногу, лисичка –