Елена Шумайлова
Развитие моторных функций детей путём использования тактильных тренажёров
▼ Скачать + Заказать документы
Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства.
При работе с детьми с речевыми нарушениями замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
Публикация «Развитие моторных функций детей путём использования тактильных тренажёров» размещена в разделах
Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
Одним из инструментов для достижения этих целей является использование тактильных тренажёров.
Тактильные тренажеры развивают тактильную память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем-то, что ребёнок уже знает и помнит.
У детей также повышается уровень развития общих способностей, памяти, мышления, воображения, внимания, а также их готовность к обучению в школе.
Работа с тактильными тренажёрами широко используется как в групповой, так и в индивидуальной деятельности. Дети повторяют её самостоятельно в свободное время, вместе с родителями.
Хочу представить вашему вниманию тренажёры, используемые мной при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Цель: развитие мелкой моторики; упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами; развивать творчество, фантазию детей; формировать и совершенствовать речь; развивать память, внимание, мышление.
ИГРЫ С ФАСОЛЬЮ И ГОРОХОМ
Вариант I. "Золушка" Детям предлагается разобрать фасоль и горох по разным стаканчикам.
Вариант II. Выложи по образцу фигуру (букву, цифру)
Вариант III. Выложи картинку из фасоли, гороха самостоятельно (без образца)
Буква О — луна и солнце
,В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
Цель: развивать творческое воображение дошкольников. Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.
Солнышко
Солнышко утром рано встает.
Лучики тянет – тепло нам дает.
Ёжик
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорее к нам, ёжик,
Мы сейчас тебе можем.
ИГРЫ С ПАЛОЧКАМИ И СПИЧКАМИ
Дом.
Дом сломался - вот беда,
Где крылечко? Где труба?
Мы умеем мастерить,
Домик сможем починить.
ИГРЫ С ВЕРЕВОЧКОЙ
Бабочка
Тельце, крылышки, усы –
Вот и бабочка, смотри!
ТРЕНАЖЕР «ГВОЗДИКИ»
Тренажер «Гвоздики» – это доска с «гвоздиками», расположенными на расстоянии 5см друг от друга по всей поверхности доски для изображения фигур, цифр, предметов, узоров, животных при помощи резинок.
Основные задачи, которые решаются на этом тренажере развитие наблюдательности, активизация креативного мышления, развитие тонкой моторики, ориентировки дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти, воображения.
Педагог может предложить детям целый комплекс заданий:
«рисование» резинками прямых линий, коротких и длинных, вертикальных и горизонтальных, ломаных линий;
«рисование» треугольников, четырехугольников;
«рисование» разных предметов, животных по образцу, по схеме;
«рисование» цифр, букв по образцу, по памяти;
«рисование» сюжетов;
«рисование» узоров по образцу, по схеме.
Сенсорные дорожки для пальчиков
«Пальчиковые шаги» - это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук.
ИГРЫ С ПЕСКОМ
«Чувствительные ладошки» (Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
Выложить фишками геометрическую фигуру.
Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т. д.
Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.