МААМ-картинки

Развитие мотивационной и личностной готовности к школьному обучению

Любовь Лобода
Развитие мотивационной и личностной готовности к школьному обучению

Поступление в школу - это очень важный шаг в жизни каждого ребенка и, конечно же, его родителей. Успехи в учёбе, в адаптация к школе, к новым условиям, к новым отношениям с людьми во многом зависят от психологической и мотивационной готовности к обучению. Поэтому перед педагогами подготовительных к школе групп нашего детского сада стоит тяжелая задача - развить у детей интерес к школе, положительное отношение к школе, а так же развить у детей желание учиться.

Публикация «Развитие мотивационной и личностной готовности к школьному обучению» размещена в разделах

Насколько сформирована психологическая готовность ребенка к обучению в школе зависит от воспитания и обучения дошкольников в детском саду и конечно в семье. От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации к новым условиям и правилам, которые диктует школа, его учебные успехи и его психологическое самочувствие.

Что же подразумевается под «школьной готовностью»? «Школьную готовность» составляют мотивационная, личностная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, высокий уровень зрительно-моторной координации, а психологическая готовность означает наличие у ребёнка определенных предпосылок к обучению в школе. Другими словами: ребёнок может и хочет учиться в школе.

Практика показывает, что многих дошкольников, школа привлекает лишь внешними аксессуарами, таким как школьные принадлежности, портфель, школьная жизнь, желанием сменить обстановку. А для нас важно, чтобы школа привлекала ребенка главной её деятельностью, такой как — учение.

Что же такое «мотивация» - это мотивы, которые побуждают к деятельности, вызывают активность и определяющие её направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определёнными мотивами.

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка наблюдается резкое развитие познавательных мотивов, которые связанны с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Любопытство и любознательность являются основой для формирования мотивов учебной деятельности, которые связаны со стремлением к узнаванию нового. Чтобы это стремление к узнаванию нового не пропало:

- необходимо педагогам и родителям использовать в своей работе мотивы и стимулы в виде побуждения, а также одобрения стремления к узнаванию нового;

- взрослые должны серьёзно относиться к вопросам детей, отвечать на вопросы, не высмеивая детей, побуждать детей к новым вопросам.

- ведущим мотивом учебной деятельности становится, как правило, мотив учиться, решать учебные задачи, понимать их содержание. Наибольшую побудительную силу к учению, проявлению настойчивости для младших детей имеют задачи игрового содержания, для средней группы - трудового, а для старших дошкольников - собственно интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных мотивов, отличных от мотивов игры или практической деятельности, расширяет возможности подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе.

Достаточно сильные и устойчивые мотивы учения могут побудить ребёнка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить в школу, приобрести почётное в глазах ребёнка положение школьника и, с другой стороны развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающееся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнать новое.

Таким образом, психолого-педагогическая работа по формированию мотивационной готовности ребёнка к школе способствует изменению компонентов внутренней позиции школьника и адекватных мотивов учения.

Тема моей работы по самообразованию является Формирование мотивационной и личностной готовности к школьному обучению и поэтому, работая с детьми по подготовке к школьному обучению, мы с воспитателями подготовительных к школе групп большое внимание уделяем мотивационной готовности.

В начале учебного года в детском саду мною проводится диагностика мотивационной готовности к школьному обучению по методике А. Л. Венгера, целью данной диагностики является выявление у детей внутренней позиции к школьному обучению и оказания помощи по формированию мотивационной готовности.

И к сожаленью результаты диагностики показывают, что не у всех детей сформирована мотивационная готовность к школьному обучению.

Для того, что бы помочь детям сформировать внутреннею позицию к школьному обучению, мы совместно с воспитателями организовали работу клуба для родителей, который называется «Будущий первоклассник». Цель клуба - это помощь в успешной адаптации, будущим первоклассникам, их родителям или (законным представителям).

План психолого-педагогической работы с детьми по формированию

мотивационной и личностной сферы.

Сентябрь

1. День знаний.

Интегрированное развлечение «Как Буратино в школу ходил».

Цель: Сформировать желание идти в школу. Вызвать положительные эмоции.

Октябрь

Диагностика мотивационной готовности. А. Л. Венгера «Изучение внутренней позиции до школьника»

Цель:Выявление внутренней позиции детей к школьному обучению

Ноябрь

1. Презентация «Маша идет в школу»

2. Экскурсия в школьную библиотеку.

Цель:Формировать представления детей о школе, о школьной библиотеке.

Познакомить детей с правилами поведения в школе.

Декабрь

Беседы о профессии учителя.

Цель:Вызывать чувство доверия к учителю

Январь

Вечер загадок и стихотворений на тему Школа.

Цель:Воспитывать интерес к школьной жизни.

Вызывать положительные эмоции у детей.

Февраль

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель: Вызывать интерес к обучению, воспитывать дружеские отношения между детьми.

Март

Выставка рисунков на тему «Я и школа»

Цель:Развивать фантазию и творчество детей.

Апрель

Диагностика мотивационной готовности. А. Л. Венгера «Изучение внутренней позиции до школьника» 2 этап.

Цель:Выявление внутренней позиции детей к школьному обучению

Май

Выпускной вечер «Досвидания детский сад»

Цель:Создание праздничного настроения, сформировать эмоциональный настрой, развивать желание идти в школу

Родители будущих первоклассников, очень заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Поэтому, педагоги нашего детского сада, проводят работу с родителями.

Психолого-педагогическая работа с родителями будущих первоклассников.

Октябрь

Родительское собрание. Готов ли ваш ребенок к обучению в школе.

Результаты диагностического обследования детей.

Цель: Настроить родителей на то, что их ребёнок будущий первоклассник.

Ноябрь

Клуб «Будущий первоклассник» :

Цель:Вызывать у родителей положительные эмоции.

В течении года

Оформление

информационного стенда для родителей.

Консультация для родителей:

Скоро в школу.

Цель:Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросу подготовки детей в школу.

Декабрь

Тестирование родителей «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу»

Цель: Выявить насколько родители готовы к поступлению в школу своего ребенка

В течении года.

Индивидуальные консультации по теме «Мотивационная готовность к обучению в школе».

Цуль:Дать родителям советы, рекомендации по подготовке детей к школе.

Январь

Клуб «Будущий первоклассник».

Цель:Вызывать у родителей положительные эмоции.

Настроить родителей на то, что их ребёнок будущий первоклассник.

Февраль

Открытое интегрированное занятие с детьми «Путешествие в школу».

Цель: Показать родителям на коком уровне сформирована у детей мотивационная готовность к школьному обучению

Апрель

Клуб «Будущий первоклассник».

Цель:Продолжать вызывать у родителей положительные эмоции.

Продолжать настраивать родителей на то, что их ребёнок будущий первоклассник.

В конце учебного года необходимо провести повторную диагностику детей, для сравнения диагностических данных и проанализировать всю работу по данному направлению.

Используемая литература

1. Ермолаева М. В. Психология развития. -М. : НПО «МОДЭК», 2003.-376 с.

2. Кулаковская В. И. В школу с радостью // Ребёнок в детском саду. - 2009.-№2.- с. 82

3. Кулаковская В. И В школу с радостью // Ребёнок в детском саду. -2009.-№3.- с. 86

4. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. -М. : Linka-press, 1997

5. Мухина В. С. Возрастная психология. - М. : Академия, 2002.- 453 с.

Публикации по теме:

Комплексный план взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ по формированию мотивационной готовности детей к школе Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной.

Работа с родителями. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Поступление в школу- очень важный момент в жизни ребёнка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мотивационной и личностной готовности к школьному обучению
Опубликовано: 16 ноября 2013 в 13:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД