Любовь Лобода
Развитие мотивационной и личностной готовности к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу - это очень важный шаг в жизни каждого ребенка и, конечно же, его родителей. Успехи в учёбе, в адаптация к школе, к новым условиям, к новым отношениям с людьми во многом зависят от психологической и мотивационной готовности к обучению. Поэтому перед педагогами подготовительных к школе групп нашего детского сада стоит тяжелая задача - развить у детей интерес к школе, положительное отношение к школе, а так же развить у детей желание учиться.
Публикация «Развитие мотивационной и личностной готовности к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Насколько сформирована психологическая готовность ребенка к обучению в школе зависит от воспитания и обучения дошкольников в детском саду и конечно в семье. От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации к новым условиям и правилам, которые диктует школа, его учебные успехи и его психологическое самочувствие.
Что же подразумевается под «школьной готовностью»? «Школьную готовность» составляют мотивационная, личностная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, высокий уровень зрительно-моторной координации, а психологическая готовность означает наличие у ребёнка определенных предпосылок к обучению в школе. Другими словами: ребёнок может и хочет учиться в школе.
Практика показывает, что многих дошкольников, школа привлекает лишь внешними аксессуарами, таким как школьные принадлежности, портфель, школьная жизнь, желанием сменить обстановку. А для нас важно, чтобы школа привлекала ребенка главной её деятельностью, такой как — учение.
Что же такое «мотивация» - это мотивы, которые побуждают к деятельности, вызывают активность и определяющие её направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определёнными мотивами.
В старшем дошкольном возрасте у ребёнка наблюдается резкое развитие познавательных мотивов, которые связанны с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Любопытство и любознательность являются основой для формирования мотивов учебной деятельности, которые связаны со стремлением к узнаванию нового. Чтобы это стремление к узнаванию нового не пропало:
- необходимо педагогам и родителям использовать в своей работе мотивы и стимулы в виде побуждения, а также одобрения стремления к узнаванию нового;
- взрослые должны серьёзно относиться к вопросам детей, отвечать на вопросы, не высмеивая детей, побуждать детей к новым вопросам.
- ведущим мотивом учебной деятельности становится, как правило, мотив учиться, решать учебные задачи, понимать их содержание. Наибольшую побудительную силу к учению, проявлению настойчивости для младших детей имеют задачи игрового содержания, для средней группы - трудового, а для старших дошкольников - собственно интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных мотивов, отличных от мотивов игры или практической деятельности, расширяет возможности подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе.
Достаточно сильные и устойчивые мотивы учения могут побудить ребёнка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить в школу, приобрести почётное в глазах ребёнка положение школьника и, с другой стороны развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающееся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнать новое.
Таким образом, психолого-педагогическая работа по формированию мотивационной готовности ребёнка к школе способствует изменению компонентов внутренней позиции школьника и адекватных мотивов учения.
Тема моей работы по самообразованию является Формирование мотивационной и личностной готовности к школьному обучению и поэтому, работая с детьми по подготовке к школьному обучению, мы с воспитателями подготовительных к школе групп большое внимание уделяем мотивационной готовности.
В начале учебного года в детском саду мною проводится диагностика мотивационной готовности к школьному обучению по методике А. Л. Венгера, целью данной диагностики является выявление у детей внутренней позиции к школьному обучению и оказания помощи по формированию мотивационной готовности.
И к сожаленью результаты диагностики показывают, что не у всех детей сформирована мотивационная готовность к школьному обучению.
Для того, что бы помочь детям сформировать внутреннею позицию к школьному обучению, мы совместно с воспитателями организовали работу клуба для родителей, который называется «Будущий первоклассник». Цель клуба - это помощь в успешной адаптации, будущим первоклассникам, их родителям или (законным представителям).
План психолого-педагогической работы с детьми по формированию
мотивационной и личностной сферы.
Сентябрь
1. День знаний.
Интегрированное развлечение «Как Буратино в школу ходил».
Цель: Сформировать желание идти в школу. Вызвать положительные эмоции.
Октябрь
Диагностика мотивационной готовности. А. Л. Венгера «Изучение внутренней позиции до школьника»
Цель:Выявление внутренней позиции детей к школьному обучению
Ноябрь
1. Презентация «Маша идет в школу»
2. Экскурсия в школьную библиотеку.
Цель:Формировать представления детей о школе, о школьной библиотеке.
Познакомить детей с правилами поведения в школе.
Декабрь
Беседы о профессии учителя.
Цель:Вызывать чувство доверия к учителю
Январь
Вечер загадок и стихотворений на тему Школа.
Цель:Воспитывать интерес к школьной жизни.
Вызывать положительные эмоции у детей.
Февраль
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Цель: Вызывать интерес к обучению, воспитывать дружеские отношения между детьми.
Март
Выставка рисунков на тему «Я и школа»
Цель:Развивать фантазию и творчество детей.
Апрель
Диагностика мотивационной готовности. А. Л. Венгера «Изучение внутренней позиции до школьника» 2 этап.
Цель:Выявление внутренней позиции детей к школьному обучению
Май
Выпускной вечер «Досвидания детский сад»
Цель:Создание праздничного настроения, сформировать эмоциональный настрой, развивать желание идти в школу
Родители будущих первоклассников, очень заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Поэтому, педагоги нашего детского сада, проводят работу с родителями.
Психолого-педагогическая работа с родителями будущих первоклассников.
Октябрь
Родительское собрание. Готов ли ваш ребенок к обучению в школе.
Результаты диагностического обследования детей.
Цель: Настроить родителей на то, что их ребёнок будущий первоклассник.
Ноябрь
Клуб «Будущий первоклассник» :
Цель:Вызывать у родителей положительные эмоции.
В течении года
Оформление
информационного стенда для родителей.
Консультация для родителей:
Скоро в школу.
Цель:Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросу подготовки детей в школу.
Декабрь
Тестирование родителей «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу»
Цель: Выявить насколько родители готовы к поступлению в школу своего ребенка
В течении года.
Индивидуальные консультации по теме «Мотивационная готовность к обучению в школе».
Цуль:Дать родителям советы, рекомендации по подготовке детей к школе.
Январь
Клуб «Будущий первоклассник».
Цель:Вызывать у родителей положительные эмоции.
Настроить родителей на то, что их ребёнок будущий первоклассник.
Февраль
Открытое интегрированное занятие с детьми «Путешествие в школу».
Цель: Показать родителям на коком уровне сформирована у детей мотивационная готовность к школьному обучению
Апрель
Клуб «Будущий первоклассник».
Цель:Продолжать вызывать у родителей положительные эмоции.
Продолжать настраивать родителей на то, что их ребёнок будущий первоклассник.
В конце учебного года необходимо провести повторную диагностику детей, для сравнения диагностических данных и проанализировать всю работу по данному направлению.
Используемая литература
1. Ермолаева М. В. Психология развития. -М. : НПО «МОДЭК», 2003.-376 с.
2. Кулаковская В. И. В школу с радостью // Ребёнок в детском саду. - 2009.-№2.- с. 82
3. Кулаковская В. И В школу с радостью // Ребёнок в детском саду. -2009.-№3.- с. 86
4. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. -М. : Linka-press, 1997
5. Мухина В. С. Возрастная психология. - М. : Академия, 2002.- 453 с.