гузель рамазанова
Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие
▼ Скачать + Заказать документы
Анализаторы — это совокупность образований, которые воспринимают и передают информацию из окружающей и внутренней среды организма.
Ощущения, получаемые с помощью анализаторов даны человеку врожденно. Над ощущениями, которые обеспечиваются, непосредственно анализаторами, надстраиваются более сложные виды деятельности. Некоторые предметы и простые явления мира могут осваиваться преимущественно одним анализатором, например, обонятельный, вкусовой, тактильный, слуховой или зрительный. Однако, большая часть различных видов высших психических функций требует совместного участия нескольких видов анализаторов.
Публикация «Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие» размещена в разделах
В связи с этим, нужно обеспечивать ребенка разнообразием стимулов, вызывающих различные ощущения и производные от них более сложные реакции. Это объясняет то, почему ребенку нужны самые разные по содержанию, цвету, форме, размеру и функции игрушки. По этой же причине ненобходимы тактильные ощущения — прикосновения ук ребенку самых близких ему людей.
На базе слухового анализатора формируется речь. Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не может самостоятельно научиться говорить, не может контролировать собственное произношение. Все это оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка.
Оптическое восприятие осуществляется зрительным анализатором. Это самый сложный и наиболее совершенный орган. Нарушние его деятельности вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности.
Слуховой и зрительный анализаторы находятся в отношениях тесной взаимосвязи и вместе с тем конкуренции. При устной речи главную роль играет слуховой, а при письменной- зрительный. Появляются все новые и новые способы письменного выражения мысли, например те, которые обеспечиваются разными компьютерными технологиями.
Дети явно предпочитают зрительно-виртуальный мир миру звучащей речи.
Кроме того, при нарушениях зрения человека (в слепых и слепоглухих) роль тактильного анализатора становится ведущей, потому что это единственный канал, по которому информация от внешней среды передается в мозг человека
Обонятельный анализатор помогает ориентироваться в окружающем пространстве и оказывает влияет на пищевое поведение, на то, съедобна пища или нет и помогает настраиваться на оьработку пищи.
Различная направленность изменения чувствительности зрения при слуховых и обонятельных раздражениях дает основание полагать, что соотношения между анализаторами сформировались в процессе эволюции не случайно, а имеют определенный биологический смысл. Сигнал, дошедший до какого-либо анализатора, свидетельствует об изменении, происшедшем в окружающей обстановке. В этой ситуации от организма могут потребоваться новые действия, изменение программы поведения. Взаимодействие анализаторов и отражает перестройку деятельности анализаторов, обеспечивающую наилучшую доставку организму информации, необходимой для организации определенной биологической деятельности.
Нарушение взаимодействия анализаторов чаще всего свидетельствует об отклонениях в работе нервной системы. Нарушени работы различных анализаторных систем нередко является причиной нарушений в развитии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Доказана возможность развития межанализаторного взаимодействия для преодоления трудностей овладения навыком письма; сихолого-педагогическими условиями развития межанализаторного взаимодействия у детей 7 лет являются:
- своевременная диагностика уровня сформированности межанализаторного взаимодействия; реализация условий, предполагающих мультидеятельностный подход при развитии межанализаторного взаимодействия через музыкально-графические, музыкально-ритмические, графические упражнения; использование форм работы, предполагающих интеграцию деятельности двух и более анализаторов с постепенным их усложнением и оречевлением.
- развитие слухомоторной координации;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации;
Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти