Наталья Трефилова
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Публикация «Педагогический проект „Развитие мелкой моторики у младших дошкольников“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Цель работы:
1. Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых, дидактических игр и игрушек.
Задачи:
1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
3. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
4. Развивать творческое воображение.
Пути реализации проекта :
1. Сформировать картотеку пальчиковых
игр и упражнений.
2. Оформить в группе уголок для игр на
развитие мелкой моторики.
3. Работу по развитию мелкой моторики
рук включать во все режимные моменты:
• утренняя гимнастика
• Умывание с элементами массажа
• Физкультминутки на занятиях
• Игры с мелким конструктором
Прогнозируемые результаты:
• Развитие у детей мелкой моторики пальцев;
• Формирование навыков ручных действий;
• Развитие самостоятельности и уверенности в себе;
• Стимулируется процесс речевого и умственного
развития;
• Развитие внимания, памяти, мышления и воображения;
• Умение управлять своими движениями.
Работа с родителями:
• Оформление папки – передвижки;
• Проведены беседы с родителями о роли
пальчиковых игр в развитии детей;
• Знакомство родителей с литературой о
пальчиковых играх.
Основные мероприятия: дидактическая игра, ролевая игра, физические упражнения, коллективное творчество, беседа.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Условия:
Материальные: приобрести игры для развития мелкой моторики, пальчиковые театры согласно возраста детей, необходимую методическую литературу по данной теме.
1. Игра «Найди шарик»
2. Игра на развитие мелкой моторики «Цветные бусы»
3. Мозаика 50 деталей
4. Пирамидка «Сияние»
5. Кубики в картинках
6. Мозаика мелкая «Полянка»
7. Конструктор «Строитель»
8. Пальчиковый театр «Колобок»
9. Пальчиковый театр «Репка»
10. Игра «Волшебный мешочек».
Сроки и этапы проведения: долгосрочный и включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный (анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта).
I этап подготовительный – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т. д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
II этап – основной этап реализации проекта : включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
Система работы представлена по следующим направлениям:
В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр. Работа за дидактическим столом осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдая за их действиями, при необходимости оказывается помощь. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, формируют сенсомоторные способности детей.
«Разноцветные бусы», «Сделаем куклам, маме» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребенку предлагаются для нанизывания на веревочку шариков в виде бус, что способствует совершенствованию координации системы «глаз – рука». В этой игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).
Поиграем в Золушку.
Малышам можно предложить поиграть в «Золушку». Для этого смешиваем в мисочке по чуть – чуть гороха, фасоли и крупных орешков, предложим рассортировать по баночкам.
Игры – шнуровки – развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; способствуют развитию речи; развивают творческие способности.
Игры с пуговицами.
Предлагаются деревья с фруктами для игр с пуговицами, отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсомоторное развитие. Ребенку нужно на свободные пуговицы положить фрукты, соответствующего цвета.
Игры с прищепками.
Воспитатель предлагает игру сразу нескольким (2- 4) детям. Вначале игры дети должны освоить работу с прищепками (открывать - закрывать). Затем воспитатель показывает принцип действий, после этого дети самостоятельно выполняют эти действия. Воспитывает интерес, усидчивость, терпение.
Игра «Волшебный замочек».
В эту игру можно играть как одному, так и нескольким ребятам сразу. Вначале воспитатель предлагает рассмотреть основу и разные замочки, объясняет, для чего они нужны, и как ими пользоваться (открывать и закрывать). Затем воспитатель показывает, что можно из них сделать. Далее дети начинают самостоятельную работу, в случае затруднений воспитатель приходит на помощь.
III этап заключительный: тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды деятельности детей; формирование навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.
Положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук.