Нагорская Анастасия
Развитие мелкой моторики у детей с ментальными нарушениями с использованием кинезиологических приемов
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с ментальными нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная неловкость, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, которые тесно связаны с нарушением речевой функции.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Чтобы мелкие движения были более точными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Темочки:
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения, нейроигры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2021
Рассмотрим несколько видов захватов мелкой моторики :
Ладонный захват способствует умению таких навыков в быту как: принести тарелки, взять столовые приборы, подать веник, взять пылесос, одеть одежду и т. д.
Захват щепотью развивает такой навык как брать мелкие предметы, держать ручку, карандаш, столовые приборы и т. д.
Захват «пинцетом» предполагает обиходные навыки у ребенка, такие как: застегивание пуговиц, молнии и т. д.
Развитие навыков мелкой моторики важно так как вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Особенности у детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается :
низкий уровень развития мелкой моторики, отличается напряженностью и не скоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений.
Дети с ментальными нарушениями не только не умеют застегивать пуговицы, молнии на куртках, а даже с трудом справляются с застежками – липучками, так как у многих присутствует гипо или гипертонус мышц, а также тремор кистей рук, особенно это касается воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями в развитии.
Исходя из вышесказанного перед педагогами ставятся следующие цели и задачи,
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Включение этих средств в педагогический процесс у детей с ментальными нарушениями способствуют улучшению:
удерживание позы (держать ложку, вилку); переключение с одного движения на другое (рисование, лепка,
Развитие мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Через систематическое использование данных видов работ мы совместно с узкими специалистами приходим к положительным результатам в индивидуальном развитии каждого ребенка в зависимости от сложности его психофизических нарушений. достигаем поставленных задач, у детей улучшаются навыки самообслуживания, идет подготовка руки к элементарном учебным навыкам, формируются коммуникативные навыки, активизируется речь. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.