Нагорская Анастасия
Развитие мелкой моторики у детей с ментальными нарушениями с использованием кинезиологических приемов
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с ментальными нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная неловкость, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, которые тесно связаны с нарушением речевой функции.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Чтобы мелкие движения были более точными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ментальными нарушениями с использованием кинезиологических приемов» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2021
Рассмотрим несколько видов захватов мелкой моторики :
Ладонный захват способствует умению таких навыков в быту как: принести тарелки, взять столовые приборы, подать веник, взять пылесос, одеть одежду и т. д.
Захват щепотью развивает такой навык как брать мелкие предметы, держать ручку, карандаш, столовые приборы и т. д.
Захват «пинцетом» предполагает обиходные навыки у ребенка, такие как: застегивание пуговиц, молнии и т. д.
Развитие навыков мелкой моторики важно так как вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Особенности у детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается :
низкий уровень развития мелкой моторики, отличается напряженностью и не скоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений.
Дети с ментальными нарушениями не только не умеют застегивать пуговицы, молнии на куртках, а даже с трудом справляются с застежками – липучками, так как у многих присутствует гипо или гипертонус мышц, а также тремор кистей рук, особенно это касается воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями в развитии.
Исходя из вышесказанного перед педагогами ставятся следующие цели и задачи,
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Включение этих средств в педагогический процесс у детей с ментальными нарушениями способствуют улучшению:
удерживание позы (держать ложку, вилку); переключение с одного движения на другое (рисование, лепка,
Развитие мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Через систематическое использование данных видов работ мы совместно с узкими специалистами приходим к положительным результатам в индивидуальном развитии каждого ребенка в зависимости от сложности его психофизических нарушений. достигаем поставленных задач, у детей улучшаются навыки самообслуживания, идет подготовка руки к элементарном учебным навыкам, формируются коммуникативные навыки, активизируется речь. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.