Светлана Щербак
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Развитие мелкой моторики у детей является важной темой. Это подчеркивается педагогами, психологами и другими экспертами в области дошкольного образования.
Актуальность работы по совершенствованию мелкой моторики у маленьких детей обусловлена их возрастными психофизиологическими факторами: в период раннего и младшего дошкольного возраста активно формируются структуры и функции головного мозга, что расширяет возможности познания окружающего мира. Осознание предметной среды не может быть полным без тактильно-двигательного восприятия, которое является основой чувственного познания. Именно благодаря этому восприятию формируются первые представления о форме, размере и пространственном расположении объектов. Для того чтобы научить ребенка говорить, необходимо развивать не только артикуляцию, но и мелкую моторику рук.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» размещена в разделах
Уровень мелкой моторики является индикатором готовности к обучению в школе, и здесь дошкольники нередко сталкиваются с трудностями. Поэтому работы по развитию мелкой моторики следует начинать с раннего возраста.
Теоретическая часть
1.1 Что подразумевается под мелкой моторикой?
Мелкая моторика включает в себя скоординированные действия нервной, мышечной и костной систем, часто в соединении со зрением для выполнения точных движений кистей и пальцев. К ней относятся разнообразные движения, начиная от простых захватов предметов до тончайших манипуляций, таких как письмо.
1.2 Важность игр для развития мелкой моторики.
Движения рук являются основополагающими для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития мелкой моторики — это один из основных показателей готовности к школьному обучению. Он также влияет на развитие речи и умственные функции, такие как память и внимание.
Способности руки уникальны. Сухомлинский отмечал, что «ум ребенка на кончиках пальцев». Чем более ловкие руки у детей, тем выше их интеллектуальные способности. Исследования показывают, что развитие речи идет вместе с улучшением моторики пальцев, что подготавливает условия для формирования речи.
В современном обществе многие дети сталкиваются с моторной отсталостью, в частности, в городской среде, где занятия руками сокращаются. Развитие тонкой моторики рук положительно сказывается не только на речевых навыках, но и на психическом состоянии ребенка. В странах, таких как Япония, акцент на развитие моторики начинается с раннего возраста, что способствует интеллектуальному прогрессу.
Занятия по развитию мелкой моторики следует начинать с младенческого возраста, включая элементы гимнастики для пальцев, а также простые упражнения с ритмическими текстами и развитие самообслуживания.