Русинова Галина Николаевна
Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для родителей.
Играем пальчиками и развиваем речь.
Автор: Русинова Галина Николаевна
Организация: МБДОУ№15 «Сказка»
Населенный пункт: г. Красновишерск, Пермский край
Цель: повысить компетентность у родителей по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
План
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. Рекомендации к проведению игр по развитию мелкой моторики.
Практикум по развитию мелкой моторики с использованием традиционных и нетрадиционных способов.
Памятка родителям.
Сегодня поговорим о развитии мелкой моторики у детей. А что понимают под моторикой? В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так писал о потребностях маленького ребенка: «он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук»
Игры по развитию мелкой моторики - это веселое и полезное занятие.
Они развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые упражнения помогаю убрать напряжение не только самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и кисть, тем лучше говорит ребенок. Дело в том, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны.
М. М. Кольцовой и сотрудниками научно- исследовательского института физиологии детей установлено, что работа над движениями пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы, что проявляется, в частности, в ускоренном развитии речи.
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи и развитие первой способствует развитию второй.
Высказывание И. П. Павлова о том, что «речь - это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга», подтверждается исследованиями детской речи. Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели многих ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка
Л. А. Панащенко в доме ребенка были проведены следующие наблюдения. У шестилетних младенцев тренировали руки: у одних - правую, у других – левую. Тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивных сгибаниях, и разгибаниях пальчиков. Уже через месяц тренировки ученые отметили высокочастотные ритмы в области двигательных проекций, а через два месяца - и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке.
Л. В. Фоминой поразительно быстро удалось вызвать звукоподражание у 10-месячных детей при тренировке тонких движений пальцев рук. Ею доказано в исследованиях, что у детей уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. Период. Когда начинается противопоставление большого пальца другим, имеет особое значение. С этого момента движения всех пальцев рук становится свободными (в1год 2месяца – 1год 3месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец). В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства.
И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для развития речи. Занятия по развитию ловкости и точности пальцев рук это есть развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и их синхронизации.
В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализуются, то есть находят словесное выражение. Происходит этот процесс благодаря мостику между правым и левым полушариями. Чем крепче мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы. В связи с этим у ребенка становятся активнее мыслительные процессы, выше способности, концентрируется внимание, улучшается память.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал – с раннего возраста начинайте развивать его руки : пальцы и кисти.
Развитием моторики начали заниматься давно. В Китае использовали упражнения с каменными и металлическими шарами, которые способствовали улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы, улучшали память, снимали эмоциональное напряжение, развивали координацию движений, силу, ловкость.
В Японии использовали упражнения для ладоний и пальцев с грецкими орехами.
В России - «Ладушки», «Сорока белобока», «Коза рогатая».
Смысл этих игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.
Пальчиковые игры способствуют развитию речи, подготавливают руку ребенка к письму, развивают координацию, укрепляют мышцы руки. Ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления. Формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
Все упражнения делят на три группы
1 группа. Упражнения для кистей рук.
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
К ним относятся упражнения «Фонарики», «Моем руки». «Заготавливаем капусту», «Месим тесто», «Печем блины», «Флажки», «Ежики», «Шарик», «Лодочка», «Рыбка», «Деревья», «Корни», «Цветок», «Птичка летит», «Дом», «Стул», «Стол», «Ворота», «Замок».
11 группа. Упражнения для пальцев условно статические.
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений
Упражнения: «Зайчик», «Зайчик прячется под сосной», «Зайчик и барабан», «ножницы», «Колечко», «Очки», «Человечек», «Лыжник», «Коза», «Мостик», «Улитка», «Пчела», «Лягушка», «Мышка», «Кошка», «Петух», «Курочка», «Гусь», «Семья».
111 группа. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Упражнения: «Семья», «Домик», «Пальчики ложатся спать», «дружные ребята2 и другие
Нетрадиционные упражнения: с прищепками, орехами, пробками от пластиковых бутылок, веревки плетеные для завязывания узлов, а также их перебирание, с щетками для волос, кастаньетами – для отстукивания ритмов, терками для овощей, племянницей.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно.
Требования к проведению
- начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев
(поглаживать и растирать ладошки вверх – вниз; разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек; растирать пальчики спиралевидными движениями);
- сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного положения на другое;
- упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем другой, после этого – двумя одновременно;
- необходимо добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без напряжения мышц руки и приносили ему радость;
- все указания давать спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывать помощь;
- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу;
- никогда не принуждайте.
Практикум с родителями
Игра «Кто быстрее поможет Золушке»
Участникам дается смесь круп (горох, рис, гречка, пшено). Они должны рассортировать их.
Игра «Заплети косу Василисе Прекрасной»
Игра «Сыщик».
В песок или в кукурузную крупу поместить маленькие предметы. Опуская пальцы рук в крупу или песок, вы должны найти предмет и сказать, что это?
Игра «Художники»
На поднос насыпать песок или манку. Пусть каждый родитель возьмет палец другого родителя и нарисует картинку и составит маленький рассказ.
Игра «Помоги открыть и закрыть эту дверь»
Для этого одной команде надо закрыть все сосуды, а другой открыть. Побеждает та команда, которая выполнит за минимальное время.
Игра «Подарок»
Из пуговиц разного размера и цвета выкладываем рисунок (бусы, бабочка, мячики).
11 часть. Разучивают вместе с куратором, а затем показывают.
1 команда «На постой»
Ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом, безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом, средние пальцы - папа (говорит низким голосом, указательные пальцы - солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы - порог избы. Hочь, в избе все спят. Солдаты:
- Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга. Дети:
- Кто там? Мизинцы постукивают друг о друга. Солдаты:
- Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы. Дети:
- Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы. Мама:
- Что, дети? Постукивают безымянные пальцы. Дети:
- Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы. Мама:
- Спросите у папы! Постукивают безымянные. Дети:
- Папа! Постукивают мизинцы. Папа:
- Что, дети? Постукивают средние. Дети:
- Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы. Папа:
- Впустите! Постукивают средние. Дети:
- Входите! Постукивают мизинцы. Солдаты:
- Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Войдем! Указательные пальцы "пляшут", совершая перекрестные движения. Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед.
2 –команда.
Игра «На блины»
Стала Маша гостей собирать.
Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
- И Иван приди, И Степан приди, Да и Андрей приди, Да и Матвей приди.
Кончик полусогнутого пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого, и мягко покачивает их.
А Митрошечка - Hу, пожалуйста!
Указательный палец правой руки 4 раза настойчиво покачивает мизинец левой.
Стала Маша гостей угощать.
Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
- И Ивану блин, И Степану блин, И Андрею блин, Да и Матвею блин,
Левая рука ладонью вверх, большой палец правой нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы кладя блин.
А Митрошечке - Мятный пряничек!
Большой палец правой руки нажимает на мизинец 4 раза.
Стала Маша гостей провожать.
Хлопки в ладоши (то правая, то левая рука сверху.
- Прощевай, Иван! Прощевай, Степан! Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей!
Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого.
А ты, Митрошечка, Моя крошечка, да ты побудь со мной еще немножечко! Три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой руки сверху донизу.
1 команда. Команда произносит вслух считалку, а представители от команд ударяют мячом о пол.
Считалка. «Овощи»
На каждую строку 4 удара мяча об пол.
1,2.3,4
Дети овощи учили
Лук, редиска, кабачок,
Хрен, морковка, чесночок.
2 команда.
Игра. «Птицы» одна команда читает, другая выполняет
Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строку 4 удара пальцем по ладоне.
Я по дереву стучу
Червяка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой, -
Все равно он будет мой.
Подведение итогов
Пальчиковая игра «Грибы»
Топ- топ – пять шагов (дети шагают пальчиками).
В кузовке пять грибов (показывают 5 пальцев правой руки).
Мухомор красный (загибаем пальцы)
Гриб опасный
А второй лисичка
Рыжая косичка
Третий гриб – волнушка
Розовое брюшко
А четвертый гриб - сморчок
Бородатый старичок
Пятый гриб – белый
Ешь его смело!
Упражнение с круглой щёткой для волос
Берём круглую щётку для волос. Катаем щётку между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, у ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник”.
Упражнение с бельевой прищепкой
Бельевой прищепкой (проверяем её, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котёнок глупыш,
Он думает это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Наш семинар – практикум подошел к концу. И мы надеемся, что вы используете этот материал для работы с своими детьми.
приложение