Екатерина Путятина
Развитие мелкой моторики у детей
Развитие мелкой моторики у детей.
Есть выражение - «Ум ребенка находиться на кончиках пальцев». Центры развития речи и мелкой моторики находятся рядом. Развивая мелкую моторику, мы развиваем речь. Проблемы с речевым развитием является следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки. Можно сказать, что если у ребенка есть проблемы с речью, то наверняка будут или есть проблемы с моторикой.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей» размещена в разделах
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является благоприятным периодом для развития кисти руки.
У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики, хорошо развиты память, внимание и логическое мышление. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется.
Чтобы заинтересовать ребенка, развивать мелкую моторику нужно в игровой форме. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.
1. Опознание предмета на ощупь поочередно правой и левой рукой.
2. Лепка из пластилина.
3. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
4. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру".
5. Игры с рисованием.
Обводить квадратики или кружочки или продвигаться по лабиринту, нарисованному заранее. Наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее. Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но их легко изготовить и самим.
6. Игры с предметами домашнего обихода.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.
1) Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.
2) Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
3) Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
4) Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
5) Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
7. Нанизывание.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
8. Аппликации.
Аппликации доступны с весьма раннего возраста.
9. Плетение.
Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и на аккуратность.
10. Рисование.
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами.