ЕЛЕНА ПОЛЕЩУК
Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие общей моторики детей влияет на интенсивность формирования следующих психофизических процессов: умение держать равновесие; способность управлять мелкими движениями рук; скорость реакции движений. Кроме того, чем лучше у ребенка развита крупная моторика, тем более согласованно работают его полушария мозга, что оказывает положительное воздействие на интенсивность созревания речевых навыков, памяти, внимания и мышления малыша.
Публикация «Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При коррекционной работе с детьми с различными нарушениями речи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. Следует использовать специальные упражнения для развития общей моторики, для улучшения координации движений, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости. Желательно использовать упражнения, в которых идет сочетание ритма и музыкального сопровождения, так как это будет оптимизировать мыслительные функции, внимание и память.
Дети в возрасте 5 – 7 лет отличаются подвижностью и грациозностью, двигательным богатством, которое проявляется лишь при свободных движениях. Стоит заставить ребенка производить точные движения, как он быстро утомляется и стремится уйти к своим играм, где движения свободны. Неспособность к точности зависит от недоразвития корковых зон и от недостаточно выработанных двигательных стереотипов. Таким образом, в данном возрасте преобладает выразительная, изобразительная и обиходная моторика.
В систематизации основных направлений логопедического и физического коррекционно-воспитательного процесса ставятся две основные задачи:
- развитие, формирование и коррекция невербальных функций
- координации движений, чувства темпа и ритма в движении, слухового внимания и памяти, пространственной ориентации. Выполнение упражнений на различение звуков, темпа, ритма музыки (движение под музыку, танцы, марш). Занятия, направленные на ориентацию тела в пространстве, ритмические и игровые упражнения, элементы импровизации.
- коррекция дискоординации в движениях рук (в том числе и мелкой моторики) и ног.
Коррекция особенностей моторного развития детей, имеющих речевые нарушения, осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. В эти занятия могут входить разные виды упражнений, физкультминутки, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия.
В систему занятий можно включить нетрадиционные методы, имеющие различные цели: развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия, активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребенка. Применение таких методов позволит достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов, а также содействовать коррекции звукопроизношения, улучшению координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.
Подвижные игры одновременно помогут успешному формированию речи, и будут являться составной частью физкультурных, музыкальных занятий, способствуя развития чувства ритма, гармоничности движений и положительно влиять на психологическое состояние детей.
При всем сказанном, необходим комплексно-индивидуальный подход к правильному формированию двигательных функций и развитию речи. Такой комплекс мероприятий будет целенаправленно и планомерно способствовать оптимизации как двигательных, так и речевых функций, воздействовать на развитие артикуляционного аппарата, исправление дефектов речи, развитие мелкой и общей моторики, поможет внедрять музыкотерапию и психогимнастику в повседневную жизнь ребенка.
Развивать общую моторику с целью повышения функций речи можно в домашних условиях (на прогулке, в свободное время дома и в любое удобное время).