Марина Александровна Селиверстова
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью специальных игр и упражнений.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса
Тема: Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью специальных игр и упражнений.
Краткая аннотация
Актуальность
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Публикация «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью специальных игр и упражнений,» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Природа наделила человека зрением - бесценным даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.
Но как быть, если с раннего детства этот процесс восприятия нарушен? Для того чтобы работа была эффективной и дала ожидаемые результаты, необходимо тщательно выбирать формы работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды.
Работая с детьми, имеющими зрительные нарушения, мы заметили, что у них слабо развита зрительно-моторная координация и сенсорное восприятие, также недостаточно развита тонкая моторика, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий. Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. А активное познание мира возможно только в движении, в действии. Значит, чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребенка, тем ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребенка с окружающей средой и практическое ее освоение.
Инновационная направленность
Для ребенка с патологией зрения очень важно самому познавать мир, делать свои открытия. Поэтому для их полноценного развития решающее значение имеет организация активной, самостоятельной деятельности, способствующей обогащению представлений ребенка об окружающем мире. Но к ней ребенка надо подготовить. Для этого необходимо развивать процессы детского восприятия на основе двигательно-кинестетических ощущений, речи, памяти. При этом в восприятии, регуляции и контроле действий ребенка наряду со зрением участвуют сохранные анализаторы, т. е. развиваются полисенсорные связи.
В связи с этим одной из важных задач моей педагогической деятельности является помощь детям в освоении окружающего мира посредством дидактических игр и упражнений на развитие осязания и мелкой моторики.
Тема: Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью специальных игр и упражнений.
Опыт работы убеждает, что именно развитие осязания является мощным средством компенсации нарушенного зрения и позволяет ребенку наиболее тонко познать признаки и свойства предметов.
Задачи следующие:
Обучающие:
Учить ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает опыт рефлексии. Учится понимать себя и других.
Развивающие :
Развивать осязательные способности и мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать эмоционально – отзывчивое отношение детей к играм по развитию мелкой моторики.
Таким образом, осязание и мелкая моторика помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет; способствуют повышению самооценки ребенка, так как дают возможность приобрести социальный опыт. Достичь высоких результатов в развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения возможно только в процессе систематической, целенаправленной работы и при условии, что деятельность каждого ребенка должна быть успешной, только тогда сохраняется устойчивый интерес к играм и упражнениям.
Каковы же принципы работы по данной теме:
1. Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка.
2. Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность процесса.
3. Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным.
4. Принцип доступности, заключается в том, что педагог должен использовать в работе приёмы активизации познавательных способностей детей.
5. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребёнок получает знания, которые он способен успешно выполнить (ситуация успеха стимулирует развитие каждого ребёнка).
Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Систематические упражнения, по мнению М. М. Кольцовой, «мощное средство повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Простейший метод тренировки - массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Простейшее упражнение : в течение 2-3 минут ежедневно сгибать и разгибать каждый пальчик ребенка. На этом упражнении еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они сумели придумать потешки - «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», - которые по сей день, мы применяем на практике.
С 10-месячного возраста малышу уже можно давать перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие. Для развития мелкой моторики рук полезны такие упражнения.
«Волна». Сначала правой рукой, затем левой двигать волнообразно каждый пальчик.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется - вначале каждой рукой отдельно, затем вместе - в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
Полезны занятия с пластилином или глиной. В процессе этой деятельности развивается мелкая моторика рук, повышается осязательная чувствительность. В частности, разминание пластилина способствует развитию подвижности пальцев и укреплению мышц кистей рук. Занятия лепкой в часы коррекции нужно начинать с лепки палочек. При этом кусочек пластилина дети должны катать не на столе, а между ладонями. От лепки палочек переходят к лепке «колбасок», которые также раскатывают между ладонями. Далее дети овладевают умением соединять концы «колбасок», образуя, таким образом, колечки. Затем их следует научить отщипывать от колбаски кусочки пластилина и лепить из них шарики. Когда учащиеся овладеют приемами лепки основных деталей (палочек, «колбасок», колечек, шариков, можно переходить к выполнению различных поделок.
Ощипывание кончиками пальцев клочков бумаги на занятиях аппликацией, нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков (укрепляются и развиваются мелкие мышцы пальцев). Для формирования пространственных представлений упражне-ние с пуговицами можно выполнять за спиной.
Для того чтобы достичь успеха в овладении детьми комплексов дидактических игр и упражнений, необходимо, чтобы дети с нарушением зрения сначала научились свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук. Для этого каждый день провожу игры с пальчиками. Подбираю упражнения разнообразные, эмоционально-приятные, неутомительные и динамичные. Дети учатся точно выполнять произвольные движения по моей команде.
Например, упражнение Черепаха.
Черепаха, черепаха положить кулачки на стол,
В панцире живет можно тихонько постукивать ими,
Высунет головку, поднять указательные пальцы,
Обратно уберет убрать обратно.
Затем показываю детям и обучаю их приемам самомассажа рук.
Самомассаж рук
1. Левая рука поглаживает правую руку от кончиков пальцев к запястью. Затем так же правой рукой помассировать левую.
2. Кисти рук лежат на краю стола. Ладонями ученик проводит по ребру стола таким образом, чтобы вся ладонь последовательно промассировалась.
3. Кисти сжаты в кулаки. Кулаком правой руки несколько раз постучать по кулаку левой руки. В этом упражнении функции молотка выполняет то правая, то левая рука.
4. Прокатывание карандаша между ладонями, а затем между ладонями и пальцами обеих рук.
«До свидания». Кистями рук поочередно или вместе делаются взмахи, соответствующие жесту прощания.
«К нам, к нам». Пальцами рук поочередно или синхронно выполняются движения, соответствующие жесту, приглашающему приблизиться.
«Червячки шевелятся». Локти лежат на столе в упоре. Делаются движения прямыми пальцами левой, правой, а затем обеих рук. В этом упражнении пальцы слегка приподнимаются от поверхности стола и быстро опускаются.
«Брызги воды». Кисти расслаблены, пальцы растопырены; Изображается движение стряхивания с рук воды.
«Дождик идет». Руки лежат свободно на столе, кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Подушечки пальцев или коготки ударяют о стол, изображая стук дождя по крыше.
«Игра на пианино». Кисти рук легко касаются края стола, пальцы производят движения, имитирующие удары по клавишам пианино.
«Пальчики танцуют». Под счет «и. раз, два, три дети ударяют по столу подряд указательным, средним и безымянным пальцами. Пальцы могут «танцевать» и в обоих направлении (безымянный, средний, указательный). Упражнение выполняется каждой рукой отдельно и обеими руками вместе.
«Деревья шумят листочками. Руки подняты вверх, пальцы расслаблены. Производятся легкие повороты кистей рук и одновременное покачивание ими то влево, то вправо.
«Ввернуть лампочку». Рука, согнутая в локте, поднята вверх. Пальцы согнуты так, как будто бы они обхватывают лампочку. Если ребенку трудно расположить пальцы соответствующим образом, то на первых порах следует давать ему в руки предмет шарообразной или грушевидной формы. Кистью производятся повороты, имитирующие ввертывание лампочки в патрон. Упражнение можно выполнять отдельно каждой рукой и синхронно обеими руками.
«Закрутить кран с водой» Рука опущена вниз или согнута в локте и вытянута вперед. Пальцы согнуть так, как будто бы они обхватывают шар. Кистью производятся повороты, имитирующие закручивание крана с водой.
«Счет пальчиков». Пальцы по одному сгибаются к ладони и удерживаются согнутыми. Надо научиться загибать вначале по одному пальцу на правой, а затем на левой руке.
«Пальчики просыпаются». Поднять вверх и показать только один (указательный) палец правой руки. Все остальные должны быть согнуты. Затем показать только два пальца (указательный и средний). После этого поднять три пальца (указательный, средний и безымянный, а большой палец и мизинец остаются согнутыми и по возможности касаются друг друга.
Вначале дети учатся выполнять упражнение каждой рукой отдельно, а затем двумя руками вместе.
«Киски-царапки — мягкие лапки». Руки лежат на столе в расслабленном состоянии. Растопырить пальцы, сделать их напряженными, затем подобрать пальцы в кулак. Движения повторяются несколько раз.
«Пальчики здороваются». Руки согнуты в локтях, локти поставлены на стол, ладони прижаты друг к другу. Не размыкая ладоней, надо поочередно соединять и разъединять одноименные пальцы обеих рук (как пальцы кланяются друг другу).
«Липкие пальчики». Руки согнуты в локтях, опираются на стол, кисти слегка приподняты, ладони повернуты к груди ученика. К большому пальцу каждой руки поочередно сгибаются и прикладываются (как будто приклеиваются) все остальные пальцы. Движения приклеивания сопровождаются проговариванием четверостишия:
Один пальчик в глине,
Второй — в пластилине,
Третий — в мармеладе,
А четвертый — в шоколаде.
Для разучивания упражнения вначале движения делаются только одной рукой, но после того, как движения станут точными, их полезно выполнять синхронно двумя руками.
Дети учатся выполнять массажные движения: надавливание, пощипывание, разминание, потягивание за кончики пальцев. Стараюсь сопровождать массаж веселыми стихами, приговорками. Самомассаж кистей и пальцев рук всегда доставляет детям удовольствие, радость.
Например, упражнение «Карандаш».
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
При выполнении упражнения грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Карандаш прокатывается в ладошках и пропускается между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Массаж ладоней мячиком — ежиком. Вертеть его в руках, щёлкать по нему пальцами.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Вправо-влево — как хочу.
Сверху – влево, снизу – правой
Я его катаю. Браво!
Самомассаж в «сухом» бассейне сопровождается стихотворным текстом или музыкой.
После самомассажа мы приступаем к упражнениям, направленные на развитие тактильных ощущений и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук. Для развития осязательной чувствительности надо уделять особое внимание знакомству и распознаванию поверхностей с различными фактурами: гладкие, шершавые, ворсистые и др. Для этого использую наборы тканей, различных сортов бумаги, наборы, включающие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы, глины и других материалов. При ознакомлении детей с фактурой предметов их внимание фиксирую также и на температурных ощущениях, получаемых при восприятии различных материалов. Обследуемые материалы необходимо сочетать с характеристикой их фактуры. Например, металл — гладкий и холодный, бархатная бумага — шероховатая и мягкая и т. п.
Упражнение «Опознание предмета» - ребенок одной рукой ощупывает предмет, другой рукой (с открытыми глазами) зарисовывает его на листе бумаги.
Упражнение «Резиночка» - для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4~5 см. Все пальцы вставляются в резинку, задача - передвинуть ее на 360" сначала в одну, затем в другую сторону. Выполняется поочередно правой и левой рукой.
Затем дети осваивают игры и упражнения с предметами. Например, из пуговиц разного размера и цвета выложить рисунок. В ярком подносе рассыпана мелкая крупа. Нарисовать пальчиком по крупе заданный рисунок. Насыпать горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошинку и удерживает ее остальными пальцами («собираем ягоды», потом берет еще и еще, набирает целую горсть. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уместился в кулачке. Создает на бархатной бумаге узоры из цветных нитей (ниткопись). Работает с цветной проволокой (сгибание из проволоки различных фигур). Переносит воду из одной емкости в другую при помощи губки. Игры с бумагой:(складывание, разворачивание, скручивание, перелистывание, измельчение и т. д.)
Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость, так необходимая детям с нарушением зрения.
Универсальность обучающих возможностей дидактических игр и упражнений состоит в том, что их можно использовать и на занятиях, и в быту, в трудовых действиях, и в общении между детьми, и в самостоятельной деятельности.
По развитию тонкой моторики, тактильной чувствительности, умению ориентироваться большую помощь оказывают специальные пособия и подручные предметы ( тренажеры: «Шнуровка», «Гвоздики», «Тактильные дощечки»).
Упражнение «Башмачки»
Крышки пальчики обули.
Смело в них вперед шагнули
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
Пальцы, словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик будто ножка,
Только шаркает немножко.
Цветные крышечки надеваются на указательный и средний пальцы руки. Произносится стихотворение вместе с педагогом, дети передвигают пальцы, не отрывая их от поверхности стола. После каждого двустишия происходит смена рук.
Упражнения с грецким орехом.
1. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
(Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.)
2. Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией,
Наш орешек непростой.
Он волшебный, золотой.
С орешком будем мы играть
Своим ручкам помогать.
Мы с орешком поиграем,
(в правой руке)
Его с горочки катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
Снова весело играем,
(в левой руке)
По другой руке катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
В пальцы мы орех возьмем
(в правой руке)
И немного повернем.
Крепко пальцами держи
И еще раз поверни.
В другую руку мы возьмем
(в левой руке)
И немного повернем.
Крепко пальцами держи
И еще раз поверни
1,2,3,4,5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхни
И немного отдохни!
Игры с прищепками
Для развития памяти у детей при заучивании стихотворений и для развития мелкой моторики существуют игры с прищепками, когда недостающие детали в рисунке заменяют прищепками. Цель данной игры: развивать творческое воображение дошкольников. Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявляя фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.
Солнышко
Солнышко утром рано встает.
Лучики тянет - тепло нам даёт.
Ежик
Ежик, ежик
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам ежик.
Мы сейчас тебе поможем.
Этот материал будет полезен как в работе с детьми с патологией зрения, так и со здоровыми дошкольниками.
Наша любовь, забота, профессиональная помощь детям с нарушением зрения обеспечивают гармоничное развитие каждого ребенка, радостнее восприятие им окружающего мира и уверенность в себе.