Ирина Царева
Развитие мелкой моторики руки ребенка в подготовительной группе
▼ Скачать
Развитие мелкой моторики руки ребенка, в подготовительной группе.
Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки у детей 5 - 6 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Ведь неподготовленность руки ребенка к письму создает с первых же дней обучения комплекс трудностей. Эти трудности могут быть вызваны самыми разными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и т. д., перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений и т. д. Все это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определенный уровень психофизиологического развития ребенка, и не только руки, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов.
Публикация «Развитие мелкой моторики руки ребенка в подготовительной группе» размещена в разделах
Предлагаю некоторые игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься в детском саду и дома.
Игра 1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким - либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы). 2-3 минуты как –бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
Игра 2. «Повтори движение».
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую - либо «фигуру» (какие - то пальцы согнуты, какие - то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
Игра 3. «Игры - лабиринты». Взрослый и ребенок продвигаются по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для взрослого, а взрослый – для ребенка. И каждый старается нарисовать посложнее).
Игра 4. «Подберите пуговицы разного размера и цвета». Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы, буквы, цифры и т. д.
Игра 5. «Горох». Насыпаем горох в на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Игра 6. «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4 - 5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 градусов сначала в одну сторону, а затем в другую. Выполнять сначала одной рукой, потом другой.
Игра 7. Строим «сруб» и спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
Игра 8. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
Графические диктанты, помогают подготовить руку ребенка к письму, развить пространственное воображение, научить ребенка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движениях руки, что дает возможность заложить правильную основу для формирования каллиграфически правильного письма.
Пример графического диктанта:
«Сейчас мы будем рисовать фигуру по клеточкам. Надо постараться, чтобы она получилась красивой и аккуратной. Для этого надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеток. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.
Можно предложить дополнительно задание заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, «вышить» фигурку крестиком или просто раскрасить.
Таким образом, как показывает практика, проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики руки, дети начинают хорошо владеть карандашом и ручкой, у них появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Дети учатся действовать по словесным инструкциям, обретают уверенность в своих действиях. У них формируются необходимые каллиграфические умения.