Татьяна Гицевич
Развитие мелкой моторики рук в повседневной жизни в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
При недостаточном уровне развития мелких движений полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная, шитье, лепка, а также нанизывание бус, расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, крючков ( эти действия охотно совершаются детьми в процессе игры с куклой: ее раздевание перед «укладыванием спать», одевание для «прогулки» и т. п.) .
Публикация «Развитие мелкой моторики рук в повседневной жизни в разных видах деятельности» размещена в разделах
Развить мелкие мышцы кисти и их координацию помогают упражнения, связанные с разными видами штриховки. Для штриховки можно использовать книжки «Раскрась сам» и «Игры в картинках», трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов (изготовить их можно из плотного картона).
Вначале для штриховки дети используют трафареты с геометрическими фигурами. После того, как дети научатся хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, они могут приступить к другим трафаретам (с изображениями предметов и фигур животных). Дети обводят фигуры, штрихуют их, составляют из них различные композиции. В первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо. Расстояние между отрезками должно составлять примерно ширину строчной буквы. Первоначально, чтобы было понятно направление отрезка, дети указывают на одном из них стрелку. Затем они уже штрихуют не только параллельными линиями, но и волнистыми, и круговыми линиями, полуовалами, петлями.
Специалистами доказано, что ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на 3–4 недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует их осмысленному использованию.
Занятия, стимулирующие развитие мелкой моторики детей, можно организовать в различных условиях. Причем развивать необходимо не только ведущую руку, но и слабую, менее активную. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Развитие мелкой моторики рук является важным моментом в системе обучения дошкольников, так как результатом этой работы является подготовка руки к выполнению графических движений. Она должна охватывать не только учебно-воспитательный процесс в саду, но и реализовываться в повседневной жизни в разных видах деятельности. Например:
1. Ниткопись – выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения. С помощью ниткописи выкладываются сначала контуры простых предметов, затем более сложных (цветок, рыбка, домик, машинка и т. д.). Старшие дошкольники выкладывают геометрические фигуры и буквы, а также контуры предметов по замыслу. Когда ребенок хорошо освоит технику ниткописи, ему можно предложить выкладывать сюжеты картинки с использованием ниток нескольких цветов.
Для занятий понадобятся ворсистые нитки (шерстяные, мохеровые и т. п.) и бархатная бумага. Нитки и бумага должны быть контрастных цветов. Дети, слегка прижимая нить пальцем, укладывают ее по краю вырезанной из бархатной бумаги фигуры. Нить легко отделяется от бумаги, что позволяет ребенку исправлять неточности в работе.
Есть и более трудоемкий для взрослого (при подготовке материала, но интересный и эффективный для ребенка вариант. Бархатная бумага разного цвета наклеивается на плотный картон различной геометрической формы (квадрат, треугольник, овал и т. д.). Изготавливаются трафареты с вырезанными по контуру предметами и объектами. Дети выбирают трафарет по своему желанию. Воспитатель прикрепляет трафарет к картону с бархатной бумагой (например, с помощью скрепки). После окончания работы трафарет убирают, и на бумаге остается выложенный из ниток контур предмета.
2. Бисерография – выкладывание изображения предмета (сюжета) с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков. Занятия по бисерографии следует начинать с детьми 4–5 лет. Ребенок выкладывает на пластилиновой основе контуры предметов нитками с бисером, который был нанизан заранее взрослым. Старшие дошкольники начинают выкладывать предметы и сюжеты, заполняя отдельными бусинами все пространство внутри контуров («бусинка к бусинке»). Дети действуют с помощью пинцета. Такая много раз повторяющаяся операция способствует развитию щепоти и формированию правильного распределения мышечной нагрузки руки.
3. Игры-манипуляции с рамками – застежками и различными предметами.
Оборудование: рамка, обтянутая тканью из двух половинок, к каждой из которых пришито по 5 тесемок.
Содержание: ребенку предлагается завязывать и развязывать банты, соединяя две половинки ткани. Можно использовать рамки с разными видами застежек : большими и маленькими пуговицами, кнопками, петлями, застежками из ремешков и др.
Упражнения с предметами: «Шнуровка», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек» по образцу, по памяти, по словесной инструкции.
4. Сюжетные пальчиковые упражнения.
Хороший эффект дает проведение специальной пальчиковой гимнастики, сочетающей развитие всех пальцев руки (а не только первых трех пальцев, или более активных в деятельности
и составляющих «социальную зону руки») и движений кисти руки трех видов: сжатие, растяжение и расслабление. Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в течение 2–3 минут на каждом занятии по 5–7 раз в медленном темпе, с хорошей амплитудой; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Вначале даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные разнотипные движения. Основная цель такой работы – не механическая тренировка движений руки, а систематическое обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям.
«Пальчики здороваются» – подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» – из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Грабли» – ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Елка» – ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.