Елена Кострицына
Развитие мелкой моторики рук у воспитанников младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский.
Вопрос развития мелкой моторики детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у воспитанников младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Работа по развитию мелкой моторики начинается с детьми младшей группы в возрасте 3-4 лет. В группу пришли дети “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка, особенно ребенка с ОВЗ, в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
В начале работы было проведено диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностика была проведена по следующим критериям:
1. упражнение «Фонарики»,
2. сжимание и разжимание кулачков,
3. потирание кулачков,
4. сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня:
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 87% вновь пришедших детей имеют низкий уровень, а 13% - средний.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики,решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Цель работы: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
1) формирование произвольных координированных движений пальцев и гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
2) формирование практических умений и навыков;
3) обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, мозаикой, конструктором и другими предметами.
Развивающие:
1) развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
2) совершенствование движений рук;
3) развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, развитие речи.
Воспитательные:
1) воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
2) воспитывать и развивать художественный вкус;
3) воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Работа организуется через совместную и индивидуальную работу с детьми, которая проводится по следующим направлениям:
1. пальчиковые игры,
2. игры с предметами,
3. дидактические игры.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Например: «Моя семья», «Капуста», «Сорока – сорока», «Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу» и др.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пуговицами, бумагой, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, а так же упражнения в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук, – бусы и шнуровки, кукольная одежда на липучках, пуговицах, молниях и кнопках, пирамидки, игры с кубиками, прищепками, бумагой и пробками от бутылок, паззлы и мозаики, конструктор, упражнения с мячом и др. Полезно использовать и различные материалы, развивающие моторику рук, – пластичные (тесто, пластилин, глину, сыпучие (крупы и бобовые, песок) и др.
Дидактические игры - развивает тонкую моторику пальцев, подражание движениям рук, понимание речи, раидактические игрызвитие силы и мышц кистей рук, развивает согласованние движений пальцев обеих рук. Например: «Молоточки», «Черепашка», «Уточка», «Лапки-царапки», «Ёжик», «Улитка», «Погремушка», «Барабанчик» и мн. др.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Поэтому было предложено осуществлять работу по развитию мелкой моторики у детей в трех направлениях:
1. специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
2. обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
3. формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Кроме того, с родителями необходимо надо проводить родительские собрания, дни открытых дверей,викторины, консультации, анкетирование, тестирование, так же в родительском уголке систематически обновлять информацию по развитию мелкой моторике рук у детей: рекомендации, памятки, брошюры, описание пальчиковых и дидактических игр и мн. др.
Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.