Юлия Авакова
Развитие мелкой моторики рук с заучиванием стихов «Говорящие пальчики»
Авакова Юлия Александровна
Развитие мелкой моторики рук с заучиванием стихов "Говорящие пальчики"
Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте является одним из важных аспектов развития детей. Мелкая моторика - это способность координации движений мелких мышц рук и пальцев для выполнения точных и сложных задач. Этот аспект моторики включает в себя умение контролировать движения пальцев, рук и запястий для выполнения различных действий, таких как письмо, рисование, вязание узлов, собирание пазлов, использование карандаша или ножниц.
Развитие мелкой моторики у детей является важным этапом в их физическом и когнитивном развитии. Эти навыки помогают детям осваивать различные навыки и умения, которые будут полезны им в повседневной жизни и в обучении. Педагоги и родители могут проводить специальные упражнения и игры для развития мелкой моторики у детей, что способствует их общему развитию и успеху в учебе.
Один из способов развития мелкой моторики у детей - это заучивание стихов и песен, которые требуют точных движений пальцами. Одним из популярных стихотворений, способствующих развитию моторики рук, является стихотворение "Говорящие пальчики".
"Говорящие пальчики" - это стихотворение, в котором каждому пальцу руки придумывается своя роль и образ. Например, большой палец может быть "старшим братом", указательный - "учителем", средний - "сердечным другом", безымянный - "путешественником", а мизинец - "младшим братом". Дети могут играть этими ролями, двигая пальцами в соответствии с текстом стихотворения.
Заучивание и повторение стихотворения "Говорящие пальчики" помогает детям развивать координацию движений пальцев, улучшать ловкость и точность. При этом дети получают удовольствие от игры с пальчиками и повторения стихотворения.
Вот пример урока, включающего использование стихотворения "Говорящие пальчики" для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста:
Тема урока: Развитие мелкой моторики рук через игру с пальчиками.
Цель урока: Развивать координацию движений пальцев и ловкость рук у детей.
Ход урока:
1. Вводная часть (5 мин):
- Приветствие детей, обсуждение темы урока.
- Песенка "Мы приветствуем вас" с движениями пальцами.
2. Разминка (5 мин):
- Игра "Пальчики-веселушки": дети повторяют различные движения пальцами под музыку.
3. Основная часть (15 мин):
- Показ и заучивание стихотворения "Говорящие пальчики".
- Обсуждение ролей каждого пальчика и их движений.
- Дети повторяют стихотворение, играя ролями пальчиков.
4. Практическая часть (15 мин):
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук: лепка из пластилина, нанизывание бусинок на нитку, рисование мелкими кисточками.
- Дети выполняют задания, используя различные движения пальцами.
5. Заключительная часть (5 мин):
- Обсуждение проделанной работы, впечатления от урока.
- Песенка "До свидания" с движениями пальцами.
Такой урок поможет детям не только развить мелкую моторику рук, но и создаст позитивное и интересное занятие, которое будет в радость их развитию.
Вот еще один пример урока, включающего использование стихотворения "Дружная семья" для развития социальных навыков у детей младшего дошкольного возраста:
Тема урока: Развитие социальных навыков через игру "Семейка".
Цель урока: Развивать навыки сотрудничества, коммуникации и взаимодействия с другими детьми.
Ход урока:
1. Вводная часть (5 мин):
- Приветствие детей, обсуждение темы урока.
- Песенка "Семейка" с движениями рук, приглашение детей присоединиться к игре "Семейка".
2. Разминка (5 мин):
- Игра "Семейные хлопушки": дети по очереди передают хлопушку друг другу, произнося фразу "Спасибо, что ты в моей семье".
3. Основная часть (15 мин):
- Показ и заучивание стихотворения "Дружная семья".
- Разбор ролей каждого члена семьи и их взаимоотношений.
- Дети играют роли различных членов семьи, взаимодействуют друг с другом.
4. Практическая часть (15 мин):
- Игра "Семейный пикник": дети собираются вместе, обсуждают, что они будут делать на пикнике, делятся едой и игрушками.
- Дети учатся слушать друг друга, делиться и помогать.
5. Заключительная часть (5 мин):
- Обсуждение проделанной работы, впечатления от урока.
- Песенка "До свидания" с обниманием друг друга в кругу.
Такой урок поможет детям развить социальные навыки, научиться работать в команде и укрепить взаимоотношения с другими детьми.
У педагога могут возникнуть различные сложности при проведении урока, особенно если он направлен на развитие социальных навыков у детей младшего дошкольного возраста. Некоторые из возможных сложностей могут включать в себя:
1. Недостаточная подготовка: Педагог может столкнуться с трудностями, если не подготовился должным образом к уроку, не продумал все детали и не разработал план действий.
2. Управление группой: Проведение игровых уроков требует от педагога умения эффективно управлять группой детей, чтобы сохранить дисциплину и обеспечить продуктивное взаимодействие.
3. Реакция детей: Дети могут проявлять различные эмоции и реакции во время урока, что может затруднить проведение занятия. Педагог должен быть готов к разным ситуациям и уметь адаптировать свои методики.
4. Сложности в организации: Необходимо учитывать организационные аспекты, такие как распределение ролей, контроль времени, подготовка материалов и оборудования.
5. Индивидуальные потребности: Каждый ребенок уникален, и педагог может столкнуться с трудностями в удовлетворении индивидуальных потребностей каждого ребенка в рамках урока.
6. Конфликты между детьми: Во время игровых моментов могут возникать конфликты между детьми, и педагогу придется научиться эффективно разрешать такие ситуации.
7. Оценка результатов: Оценка эффективности урока и его влияния на развитие социальных навыков у детей может быть сложной задачей для педагога.
Таким образом, использование стихотворения "Говорящие пальчики" в работе с детьми младшего дошкольного возраста способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и создает интересную и занимательную форму занятий, способствующую разностороннему развитию детей.
Список литературы:
1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. : Астрель, 2009. - 143 с.
2. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.