анастасия данилова
Развитие мелкой моторики рук дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Хотелось бы начать со слов В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Это не просо красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Так зачем же развивать мелкую моторику?
1. Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук-один из показателей психического развития дошкольника
2. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
3. Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.
Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание на то, как дети увлечены во время рисования, как им нравится штриховать; наносить мазки краски узкой и широкой кистью; смешивать разные цвета; использовать трафареты и печати при работе. Но при этом дети пассивны в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе; растерянны при использовании способов нестандартного раскрашивания; не проявляют фантазию художественного творчества. Для решения этой проблемы я стала углублённо изучать методическую литературу, поддерживать инициативу и самостоятельность детей, способствовать овладению необходимыми навыками.
Особенно я заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить, активизировать творческую активность, подготовить руку к письму. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Я предлагаю вам такие техники нетрадиционного рисования с детьми, используемые мною в работе:
1. Тычок жесткой полусухой кистью
2. Рисование пальчиками
3. Рисование ладошкой
4. Скатывание бумаги
5. Оттиск поролоном
6. Оттиск смятой бумагой
7. Восковые мелки + акварель
8. Свеча + акварель
9. Рисование углем
10. Рисование нитками
11. Монотипия предметная
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого симметричного предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
12. Набрызг
Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
13. Отпечатки листьев
14. Кляксография
На сухой, можно тонированный фон внизу нанести каплю тёмной краски (чёрную, коричневую или зелёную). Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд. Чтобы получились мелкие ответвления, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала.
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру». М. Шклярова.