Мохова Лариса Александровна
Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок познаёт мир при помощи зрения, слуха, запаха, а также при помощи ощущений полученных от прикосновения к предмету пальцами рук. Ощупывая предметы, он учится различать их по температуре, структуре, размеру, тяжести и твёрдости. Без прикосновения к предметам знания ребёнка об окружающем его мире будут не полными. Связь между речью и хорошо развитой мелкой моторикой пальцев уже давно доказана учеными. Поэтому педагоги и специа- листы разных профилей на всех этапах обучения ребёнка должны уделять достаточно много времени развитию мелкой моторики пальцев рук. Развитие ручной моторики имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность, она тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Важно сформировать умение оперировать каждой рукой, кистью руки, сформировать согласованность действий обеих рук, выделять каждый палец в отдельности. Руки обучающихся подготавливаются к овладению учебными и трудовыми умениями и навыками. У двоих обучающихся моего класса самостоятельная речь отсутствует, у одной ученицы речь лепетная, фразовая малопонятная, двое ребят говорят преимущественно простыми предложениями, на вопросы по прослушанному тексту отвечают односложно. У всех обучающихся нарушена мелкая моторика рук согласованность диф- ференцированных движений пальцев рук. Большинство обучающихся слабо ориентируются в окружающем пространстве, испытывают значительные затруднения в освоении навыков письма и зрительно-моторной координации. Работая с детьми с интеллектуальными нарушениями, на уроках и во внеурочной деятельности, я 107 систематически провожу упражнения для развития мелкой моторики. Дети получают возможность развивать мелкую моторику пальцев при выполнении различных заданий. Методы развития мелкой моторики Для развития мелкой моторики я использую различные предметы: мячи, резиновые игрушки, резинки для пальчиков, бассейны для рук с песком (крупой и т. п., различные конструкторы, тесто для лепки и т. д. Хорошо развивает мелкую моторику рисование различных линий и узоров на листе бумаги. Ребята рисуют по готовым контурным линиям или соединительным точкам, тренируются в штриховке и раскрашивании изображений. Школьники учатся проводить прямые линии в разных направлениях, рисовать круги, узоры, соблюдать пределы при рас- крашивании и штриховке прямыми линиями. Провожу физкультминутки, направленные на снятие утомлённости кистей, плечевого пояса, на развитие мелкой моторики рук. Такие упражнения снимают напряжённость, улучшают кровоснабжение, нормализуют мышечный тонус. Регулярное выполнение фи- зических упражнений на развитие мелкой моторики или на расслабление уставших мышц на физкультминутках помогает поддерживать работоспособность и хорошее рабочее настроение. Графомоторные навыки относятся к сложным двигательным действиям. Поэтому они вырабатываются лишь под влиянием обу- чения и путём многократных специально организованных упражнений, требующих длительного времени. Вот некоторые из них: 1. Рисование от руки прямых вертикальных линий: «высокие столбы», «заборчик». 2. Рисование от руки прямых горизонтальных линий: «провода», «дорожки», «цветные веревочки». 3. Рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий: «лесенки», «окошки», «рамки», «шахматная доска», «качели». 108 4. Рисование от руки наклонных линий: «идет косой дождь», «ниточки к шарикам, чтобы те не улетали», «высокие горы», «пионерские палатки». 5. Рисование от руки дугообразных линий: «дым идет», «мы клубочек намотаем», «извилистые ручейки», «волны», «фонтанчик», «салют». 6. Рисование замкнутых круговых линий: воздушные шарики, разные колечки, бублики, разноцветные колеса, мячики большие и маленькие, арбуз, апельсин, яблоко и т. д. Эти и подобные им игровые графические упражнения имеют важное практическое значение для развития техники письма и речи. Хочу подчеркнуть, что школьнику с интеллектуальными нарушениями для образования надлежащих навыков требуется большое количество повторений. Работая с детьми в подавляющем большинстве случаев на уроках использую способ «механического руководства», т. е. сама направляю руку ребенка. Он является основополагающим в развитии рисовальных движений у детей с тяжелыми формами интеллектуальных нарушений. После многократных совместных упражнений некоторые ребята способны самостоятельно воспроизвести более или менее правильное движение руки.
Темочки:
Список использованных источников и литературы:
1. Беззубцева В. Г Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003. 120 с.
2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – БГПИ., 1996, -136с.
3. Виноградова А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка. – М. : Просвещение, 1985, - 144 с. 109
- https://fgosonline.ru/wp_sert/book/book/14/Kniga 22 2022.pdf