МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника

Алена Исаева
Развитие мелкой моторики как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: В статье рассказывается об актуальности проблемы развития мелкой моторики у дошкольников как условия формирования умственных способностей. Автор делится эффективными упражнениями и играми для повышения качества образовательного процесса в данном направлении.

Ключевые слова: мелкая моторика, способности, игры, упражнения.

Публикация «Развитие мелкой моторики как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника» размещена в разделах

С каждым годом наблюдается неприятная тенденция роста дошкольников с недостаточно развитой мелкой моторикой. Это в свою очередь приводит к серьезным проблемам в дальнейшем. Ведь вся деятельность ребенка потребует выполнения точных и координированных действий кистей и пальцев рук, необходимых для реализации элементарных функций в повседневной жизни (одевание, раздевание, прием пищи, рисование, письмо и др.).

Учеными и педагогами доказано, что высокий уровень развития мелкой моторики ребенка оказывает положительное влияние на его умственную деятельность. Улучшается память, внимание, активизируется способность к логическому рассуждению, речь становится более чистой и связной. Поэтому важной задачей для воспитателя является проведение регулярных занятий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста. И чем разнообразнее будут занятия, тем быстрее наступит желаемый результат.

В своей работе мы используем следующие игры и упражнения для развития мелкой моторики:

1. Пальчиковая гимнастика.

Игры с пальчиками всегда интересны детям, создают положительную атмосферу, учат внимательно слушать педагога и повышают речевую активность ребят. Кроме того, развивается память, так как при выполнении упражнений ребенок учится запоминать последовательность действий и нужные положения рук. А если добавить к пальчиковой гимнастике короткие стихотворения, это усилит эффект от занятий, речь детей станет более четкой и ритмичной.

2. Лепка.

Желательно использовать не только привычный всем детям пластилин, но и другие материалы: соленое тесто, глину, обычное тесто. Лепить можно все, что угодно – шарики, колбаски, различные фигурки, животных и т. д. В процессе таких занятий развивается подвижность и гибкость пальцев, что в свою очередь стимулирует умственные способности. Для закрепления навыков лепки можно попросить родителей приготовить вместе с детьми пластилин в домашних условиях (съедобный или несъедобный, разный по цвету, аромату и форме) и принести в сад продукт совместного творчества.

3. Игры с мелкими предметами.

Для таких занятий отлично подойдут различные крупы, камешки, бусинки, пуговицы, мозаика. Дети с удовольствием участвуют в сортировке предметов по цветам и другим признакам, отгадывают с закрытыми глазами их форму и наименование. Можно предложить найти спрятанные сокровища (декоративные камешки) в гречке, нанизывать бусинки или пуговицы на нитку (в заданном или произвольном порядке). Для игр с мозаикой ребята могут вставлять элементы в основу, либо выкладывать определенные фигуры.

4. Работа с ножницами.

Часто родители боятся использовать ножницы для занятий с детьми. Но если купить специальный инструмент (безопасный для детских рук) и соблюдать определенные правила, это будет отличным средством для развития мелкой моторики. Малышам можно предложить вырезать простые фигуры (квадраты, прямоугольники, ромбы, детям постарше – более сложные формы (круги, звездочки, снежинки, силуэты предметов и т. д.). Готовые элементы можно использовать для создания аппликаций.

5. Игры с песком.

Такие занятия можно проводить как на прогулках, так и в группе. Сейчас в магазинах большой выбор «домашних» песочниц (надувных, с кинетическим, кварцевым, эко-песком и пр., которые нравятся детям за их необычную и приятную на ощупь текстуру, многообразие цветов и наличие формочек для игр.

Рисование пальчиками на песке, поиск в нем спрятанных предметов, создание различных песочных фигур, домов и городов – все это способствует развитию мелкой моторики и раскрытию творческого потенциала детей.

6. Массаж.

Для таких развивающих занятий мы используем небольшие резиновые мячики. Рекомендуем выполнять следующие упражнения:

- прокатывание мячика между ладошками;

- сжимание и разжимание мячика левой, затем правой рукой;

- подбрасывание и ловля (одной или двумя руками);

- прокатывание мячика по столу кистью всей руки, от кончиков пальцев до запястья и др.

7. Пазлы.

Складывание красочных картинок из частей развивают усидчивость, внимательность, сообразительность, способствует улучшению координации работы глаз и рук. В нашей группе дети выбирают пазлы на свой вкус (мягкие, деревянные, из твердого картона).

Не менее эффективными и интересными для дошкольников являются игры с прищепками, крышками, банками, шнуровками, счетными палочками, разными конструкторами, изобразительная деятельность, пальчиковый театр.

В заключение можно сказать, что развитие мелкой моторики дошкольников – задача важная и охватывает многие сферы деятельности. В связи с тем, что у современных детей дошкольного возраста наблюдается общее моторное отставание, влекущее за собой и проблемы умственного характера, работникам ДОУ необходимо уделять данной проблеме особое внимание.

Список информационных источников

Методическая литература:

1. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». – М. : ТЦ Сфера, 2006.

2. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». - СПб: Изд. «Детство-Пресс», 2014.

Электронные ресурсы:

Скобкина, О. А. Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника / О. А. Скобкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47268/ (дата обращения: 09.11.2022).

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития мелкой моторики, сенсорных способностей, знакомства с окружающим миромДидактическая игра для развития мелкой моторики, сенсорных способностей, знакомства с окружающим миром Доброе время суток уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами новой игрой,которая помогает развивать мелкую моторику,сенсорные способности.

Дидактические игры на развитие мелкой моторики и сенсорных способностейДидактические игры на развитие мелкой моторики и сенсорных способностей Доброе время суток уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами новыми играми которые я сделала для своих ребятишек. Они связанные с зимней.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребенка» Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребёнка» Умственное развитие дошкольников.

Мастер-класс по изготовлению игры, для развития сенсорных способностей и развитию мелкой моторики рукМастер-класс по изготовлению игры, для развития сенсорных способностей и развитию мелкой моторики рук Добрый день уважаемы коллеги. Хочу на ваш суд представить дидактическую игру по сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторике рук. Эта.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника
Опубликовано: 4 июня 2023 в 14:19
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Алена Исаева (УИ 2956563) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД