Алена Исаева
Развитие мелкой моторики как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье рассказывается об актуальности проблемы развития мелкой моторики у дошкольников как условия формирования умственных способностей. Автор делится эффективными упражнениями и играми для повышения качества образовательного процесса в данном направлении.
Ключевые слова: мелкая моторика, способности, игры, упражнения.
Публикация «Развитие мелкой моторики как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника» размещена в разделах
С каждым годом наблюдается неприятная тенденция роста дошкольников с недостаточно развитой мелкой моторикой. Это в свою очередь приводит к серьезным проблемам в дальнейшем. Ведь вся деятельность ребенка потребует выполнения точных и координированных действий кистей и пальцев рук, необходимых для реализации элементарных функций в повседневной жизни (одевание, раздевание, прием пищи, рисование, письмо и др.).
Учеными и педагогами доказано, что высокий уровень развития мелкой моторики ребенка оказывает положительное влияние на его умственную деятельность. Улучшается память, внимание, активизируется способность к логическому рассуждению, речь становится более чистой и связной. Поэтому важной задачей для воспитателя является проведение регулярных занятий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста. И чем разнообразнее будут занятия, тем быстрее наступит желаемый результат.
В своей работе мы используем следующие игры и упражнения для развития мелкой моторики:
1. Пальчиковая гимнастика.
Игры с пальчиками всегда интересны детям, создают положительную атмосферу, учат внимательно слушать педагога и повышают речевую активность ребят. Кроме того, развивается память, так как при выполнении упражнений ребенок учится запоминать последовательность действий и нужные положения рук. А если добавить к пальчиковой гимнастике короткие стихотворения, это усилит эффект от занятий, речь детей станет более четкой и ритмичной.
2. Лепка.
Желательно использовать не только привычный всем детям пластилин, но и другие материалы: соленое тесто, глину, обычное тесто. Лепить можно все, что угодно – шарики, колбаски, различные фигурки, животных и т. д. В процессе таких занятий развивается подвижность и гибкость пальцев, что в свою очередь стимулирует умственные способности. Для закрепления навыков лепки можно попросить родителей приготовить вместе с детьми пластилин в домашних условиях (съедобный или несъедобный, разный по цвету, аромату и форме) и принести в сад продукт совместного творчества.
3. Игры с мелкими предметами.
Для таких занятий отлично подойдут различные крупы, камешки, бусинки, пуговицы, мозаика. Дети с удовольствием участвуют в сортировке предметов по цветам и другим признакам, отгадывают с закрытыми глазами их форму и наименование. Можно предложить найти спрятанные сокровища (декоративные камешки) в гречке, нанизывать бусинки или пуговицы на нитку (в заданном или произвольном порядке). Для игр с мозаикой ребята могут вставлять элементы в основу, либо выкладывать определенные фигуры.
4. Работа с ножницами.
Часто родители боятся использовать ножницы для занятий с детьми. Но если купить специальный инструмент (безопасный для детских рук) и соблюдать определенные правила, это будет отличным средством для развития мелкой моторики. Малышам можно предложить вырезать простые фигуры (квадраты, прямоугольники, ромбы, детям постарше – более сложные формы (круги, звездочки, снежинки, силуэты предметов и т. д.). Готовые элементы можно использовать для создания аппликаций.
5. Игры с песком.
Такие занятия можно проводить как на прогулках, так и в группе. Сейчас в магазинах большой выбор «домашних» песочниц (надувных, с кинетическим, кварцевым, эко-песком и пр., которые нравятся детям за их необычную и приятную на ощупь текстуру, многообразие цветов и наличие формочек для игр.
Рисование пальчиками на песке, поиск в нем спрятанных предметов, создание различных песочных фигур, домов и городов – все это способствует развитию мелкой моторики и раскрытию творческого потенциала детей.
6. Массаж.
Для таких развивающих занятий мы используем небольшие резиновые мячики. Рекомендуем выполнять следующие упражнения:
- прокатывание мячика между ладошками;
- сжимание и разжимание мячика левой, затем правой рукой;
- подбрасывание и ловля (одной или двумя руками);
- прокатывание мячика по столу кистью всей руки, от кончиков пальцев до запястья и др.
7. Пазлы.
Складывание красочных картинок из частей развивают усидчивость, внимательность, сообразительность, способствует улучшению координации работы глаз и рук. В нашей группе дети выбирают пазлы на свой вкус (мягкие, деревянные, из твердого картона).
Не менее эффективными и интересными для дошкольников являются игры с прищепками, крышками, банками, шнуровками, счетными палочками, разными конструкторами, изобразительная деятельность, пальчиковый театр.
В заключение можно сказать, что развитие мелкой моторики дошкольников – задача важная и охватывает многие сферы деятельности. В связи с тем, что у современных детей дошкольного возраста наблюдается общее моторное отставание, влекущее за собой и проблемы умственного характера, работникам ДОУ необходимо уделять данной проблеме особое внимание.
Список информационных источников
Методическая литература:
1. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». – М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». - СПб: Изд. «Детство-Пресс», 2014.
Электронные ресурсы:
Скобкина, О. А. Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника / О. А. Скобкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47268/ (дата обращения: 09.11.2022).