Сиверина Анна Викторовна
Развитие мелкой моторики как инструмента формирования связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье рассмотрен процесс формирования связной речи у детей дошкольного возраст, при помощи развития мелкой моторики. Методика освоения детьми звуков, игры по логопедии необходимые для формирования нормальной речи ребёнка. Рассмотрена работа педагогов с детьми и родителями детей имеющими нарушения речи для формирования полноценного строя речи, соответствующего возрастным особенностям ребенка дошкольного возраста. Рассмотрение автоматизации звуков, как необходимости нормального развития ребенка дошкольника.
Публикация «Развитие мелкой моторики как инструмента формирования связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова: логопедия, автоматизация, дидактическая игра, дошкольный возраст, тяжёлые нарушения речи
В течение последнего десятилетия в центре внимания многих исследований является развитие связной речи. Язык явление общественно уникальное выступает средством общения, познания и воздействия, центром духовной культуры народа, основной формой проявления национальной и личностного самосознания. Как известно, на развитие связной речи влияет много факторов: речевая среда, общение со сверстниками, слушание радио- и телепередач, просмотр видеофильмов и так далее. Однако, решающее значение в формировании такого качества, как связная речь, имеет учебный процесс, поскольку связная литературная речь «продукт целенаправленного систематического обучения».
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей, причем характер речевых нарушений имеет комбинированную форму. Все чаще детям дошкольного возраста ставится диагноз – «общее недоразвитие речи».
При общем недоразвитии речи наблюдаются различные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся как к звуковой, так и смысловой стороне: грамматический строй, словарный запас, звукопроизношение.
Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году. Позже, на основе специально проведенных исследований было выдвинуто мнение о том, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и речевых навыков [6].
В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, различных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и другое. Развитие связной речи умений содержательно, последовательно и логично строить высказывания одно из основных и самых сложных направлений в коррекционном обучении детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами [4]. Формирование красивой, лексически богатой, правильно грамматически и синтаксически оформленной речи у детей с общим недоразвитием речи имеет первостепенное значение для перехода детей дошкольного возраста к новой учебной деятельности. Ведь именно от уровня развития связного высказывания зависит успешное овладение детьми образовательной программой в школе: приобретение навыков учебного монолога, грамоты, письма, способность донести свои мысли и знания до преподавателя. В настоящее время очевидна необходимость поиска наиболее эффективных приемов и методов для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее ОНР).
При построении логопедических занятий нужно подбирать соответствующий речевой материал, который моделирует ситуации, стимулирующие потребность детей в речевых высказываниях. Особенную роль в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимает работа по развитию мелкой моторики [1].
Развитие связной речи в дошкольном возрасте происходит параллельно с формированием умственной деятельности, обогащением жизненного, эмоционального и речевого опыта, усложнением форм общения.
Дошкольному периоду, в котором происходит становление форм связной речи, предшествует подготовительный этап, связанный с ранним детством. Непосредственно-эмоциональное общение взрослого с младенцем постепенно меняется с одностороннего на взаимное эмоционально-речевое. С формированием понимания речи взрослого малыш учится отвечать на речевые стимулы окружающих жестами, мимикой, движениями, позже отдельными звуками и звукосочетаниями [5]. Все это имеет огромное значение для развития речевого общения, ведь зарождается преднамеренность голосовых реакций, их направленность на другого человека, формируется речевой слух, произвольность произнесения звуков [2].
Постепенно основной становится ситуативно-деловая форма общения ребенка с взрослым, которая сосуществует с эмоциональным ситуативно личностным. На третьем году жизни зарождается вне ситуативно познавательное общение с взрослым. Общение со сверстниками преимущественно непосредственно-эмоциональное. Во-второй половине третьего года жизни ученые отмечают наличие «качественного скачка». Именно в этот период наблюдаются первые случаи речевых высказываний, свидетельствующих о том, что речь малыша уже может быть вне ситуативной и вне контекстной [3]. Большой интерес в этом плане представляют исследования латвийского ученого А. А. Рузгене, который изучает особенности инициативной речи детей третьего года жизни, возможность ее активации, способы и условия стимуляции. Автор доказывает, что инициативную речь активизирует ситуация, в частности, появление нового, неизвестного; демонстрация предметов и явлений из опыта ребенка, представленных по-новому; динамичность окружения, изменения в окружающей среде. Наиболее эффективными, по ее мнению, оказываются игры-драматизации и практические действия с игрушками. Возможности обучения уже на втором и на третьем годах жизни элементам связной речи доказывают также исследования, проведенные в Берлине под руководством профессора Х. Христенса. Ученые применяли последовательно три формы рассказывания : по сценическому изображению, по картинкам, пересказ историй без наглядного материала. Эффективность использования указанных способов обучения подтвердили значительные потенциальные возможности младшего дошкольного возраста по овладению связной речью.
Список использованной литературы
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений, 3-е изд. стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Арушанова. – М. : Мозайка - Синтез, 2005. – 272 с.
3. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] / А. Е. Белая. – М. : Астрель, 2009. – 143с.
4. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н. А. Бернштейн. – М. : 1966. – 349 с.
5. Бот, О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О. С. Бот // Дефектология. – 1983. – №1. – С. 61.
6. Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495- 497.