Алла Бузикова
«Слушая, действовать, говорить». Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В. а. сухомлинский: |
Истоки способностей и дарований детей - На кончиках их пальцев. |
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.
Публикация «„Слушая, действовать, говорить“, Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха в разных видах деятельности» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом у детей с нарушением слуха. Отсутствие слуха и речи вызывают задержку общего и психомоторного развития неслышащего ребенка.
Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадают со степенью развития речи детей. В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Исследования отечественных физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности развития речи.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПИ (М. М. Кольцова, Е. И. Есенина, Л. В. Антакова - Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.
Уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Овладение движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в целом, в том числе и речи, а для детей с ограниченными возможностями является эффективным средством формирования бисенсорным восприятием окружающего мира.
У дошкольников с нарушением слуха наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов рук, точнее пальцев. Работая много лет с детьми, имеющими нарушение слуха, я стала больше уделять внимания развитию мелкой моторики рук. Это сложная, важная работа!
Углубленно работая по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха, с использованием бросового и природного материала в разных видах деятельности», реализую следующие задачи:
- Различать, опознавать на слух речевой материал
- Развивать мелкую моторику рук
- Расширять словарный запас
- Работать над произношением
- Способствовать речевому общению
- Развивать внимание, зрительную память, фантазию, эстетический вкус.
Дети с нарушением слуха, отстают от своих сверстников (слышащих) в психофизическом и речевом развитии.
Э. И. леонгард: |
Таким образом, при кохлеарной имплантации (как и при протезировании слуховым аппаратом) ребенка необходмо учить слушать, специально учить его речи, то есть с ребенком нужно заниматься! |
В своей работе я использую те виды деятельности, в которых ребенок активен, уделяю внимание развитию мелкой моторики рук с использованием бросового и природного материала. На занятиях использую разнообразный материал: бусы, камешки, лоскутки тканей, пуговицы, шнурки, цветную бумагу, небольшие коробки, шерстяные нитки, семена, орешки, шары разной величины и цвета, салфетки, камушки, «киндер-сюрпризы», цепочки и др.
Каждые 4 года, я начинаю работу с детьми 3-х летнего возраста. У всех детей по заключению сурдолога диагноз 2-х сторонняя сенсоневральная глухота. Они также имеют сопутствующие заболевания: косоглазие, ЗПР, плоскостопие, врожденный сколиоз, перенатальная энцефалопатия, врожденный порок сердца, лейкодистрофия головного мозга.
На фронтальных и индивидуальных занятиях я стала систематически, целенаправленно использовать упражнения, задания, на развитие мелкой моторики рук. Это всевозможные шнуровки, упражнения с палочками, с пуговицами, семенами, бусами, карандашами, аппликации, конструирование, изготовление подарков ко дню рождения детям, взрослым.
Разрабатывая занятия, я продумываю разные варианты, учитываю индивидуальные возрастные особенности детей, настроение, желание и возможности. Разумеется, как на ранней стадии развития так и в возрасте от 4 до 7 лет, очень важно эмоциональное развитие ребенка. Воспитываю доброжелательное отношение друг к другу, усидчивость, поддерживаю интерес к выполнению задания, учу действовать сообща, побуждаю к общению, способствую развитию зрительной памяти и внимания.
При различении на слух речевого материала учу детей связывать услышанное с конкретными предметами и действиями. На слуховом занятии ребенок должен не только повторять услышанные слова, словосочетания, фразы, но и проявлять свое понимание через показ, поделку или демонстрацию.
Э. И. леонгард: |
Целесообразно ли на слуховых занятиях заниматься рисованием, лепкой, аппликацией и другими видами продуктивной деятельности? Да! Даже необходимо! |
Работа должна быть интересной, несложной, чтобы много времени не тратить. На слуховых занятиях, используя дополнительный материал, мы расширяем «слуховой словарь» ребенка.
Э. И. леонгард: |
Слуховой словарь включает речевой материал (слова, словосочетания, фразы, тексты) который дети прослушивают на слуховых занятиях. Объём слухового словаря отстаёт от общего словаря детей, поскольку должна быть обеспечена большая повторяемость одного и того же материала на разных занятиях в течении длительного периода времени. |
Качество воспроизведения слов зависит от произносительных возможностей ребенка, каждый раз он должен полностью реализовать свои произносительные умения. Таким образом, повтор одного и того же речевого выражения в различные моменты, не будет выглядеть монотонным повторением для ребенка, оно наполнится реальным содержанием.
На слуховом занятии мы выборочно беседуем по поводу двух – четырех предметов или картинок. Направляя так наш разговор, где каждое слово, словосочетание, фраза повторится несколько раз. По окончании работы мы вместе рассматриваем, что у нас получилось, обсуждаем по существу, по содержанию.
Под влиянием обучения и многократного повторения накапливающийся пассивный словарь начинает актуализироваться в самостоятельной речи неслышащего ребенка. Для того чтобы у ребенка появилось желание говорить, называть те или иные предметы, указывать на их качества, рассказывать о происходящих событиях, ребенку необходимо производить с предметами самые разнообразные действия; узнавать об их свойствах и качествах в процессе продуктивной деятельности, в житейских ситуациях.
Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его интерес к играм, занятиям.
По методике Э. И. Леонгард дети много рисуют, лепят, строят, делают аппликации, выполняют различные действия. Деятельность ребенка должна быть интересной и доставлять ему радость.
Э. И. леонгард: |
Глухим и слабослышащим детям нужно много узнать, им нужно овладеть речью, научиться многое слышать, научиться понимать речь окружающих, понимать смысл текстов в письменной и устной формах, научиться самостоятельно мыслить, общаться… Это так! |
Литература:
1. «Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье» Э. И. Леонгард. Е. Г. Самсонова М. -1991г
2. «Как развивается ваш ребенок? Хельго Зиннхубер М. -2009г
3. «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем» В. Цвынтарный С-П-2000г.
4. Пальчиковая гимнастика Л. П. Савина М-1999г
5. «Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития. Л. С. Маркова М-2005
6. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева С-П-2005г.
7. «Всегда вместе» Э. И. Леонгард. М-1995г
8. «Пальцы помогают говорить». Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина. М-2006г
9. Коррекционная педагогика Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. М-2009
10. Гениальность на кончиках пальцев. Т. А. Кислинская. Издательство Генезис-2005г.
11. Развитие мелкой моторики. А. Г. Савушкина г. Волгоград 2009
12. Журнал «Дошкольное воспитание»№3-2005г, №6-2002г.
13. Журнал «В едином строю». №4-1985г, №4-2001г, №3-2006г.
14. Журнал «Дефектология» №6-1997г, №14-1999г.